О рассмотрении обращения

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу проведения оценки соответствия дополнительного условия договоров, предполагаемых к заключению с поставщиками товаров (работ, услуг) в целях проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов, действующему закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, сообщает следующее.

Информация, которую налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам, необходимая для исполнения их обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, указана в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), а именно информация о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснения о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов).

Относительно включения в договор дополнительных условий оплаты за товары (работы, услуги) в целях проверки уплаты налога на добавленную стоимость контрагентом сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

На основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Таким образом, общим для всех участников гражданского оборота является определение содержания договора по взаимосогласованному усмотрению.

При этом обращается внимание, что вопрос включения сторонами в договор дополнительных условий, невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету договора и квалификация такого условия, как ограничение конкуренции согласно Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, к компетенции ФНС России не относится.

Одновременно сообщаем, что налоговыми органами при проведении проверок всесторонне оценивается совокупность фактов и обстоятельств, установленных в ходе проверки, указывающих на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды применительно к каждому случаю.

В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженных в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ “Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.

Также на официальном сайте ФНС России в сети Интернет www.nalog.ru размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса “массовой” регистрации, характерные, как правило, для “фирм-однодневок”), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, также размещены на сайте ФНС России.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В. ЕГОРОВ