По вопросам о мерах, необходимых для обоснования осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов, об ответственности налогоплательщика в случае, если его контрагент оказался “Фирмой-однодневкой”

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о мерах, необходимых для обоснования осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов, об ответственности налогоплательщика в случае, если его контрагент оказался “фирмой-однодневкой”, и сообщается следующее.

Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. Например, пока не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предпринимательской деятельности, которую его контрагент фактически не осуществляет и не может исполнить обязательства по сделкам, оформленным от его имени.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе “Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков”. Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Кроме того, рекомендуется обращать внимание на информацию ФНС России (Письмо от 11.02.2010 N 3-7-07/84 и другие) о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, а также о работе ФНС России по предупреждению налогоплательщиков от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности.

Согласно п. 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Одновременно сообщается, что согласно п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве не рассматриваются вопросы правоприменительной практики. (В связи с утратой силы Приказа Минифина РФ от 23.03.2005 N 45н, следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минфина РФ от 15.06.2012 N 82н.)

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН