Об использовании банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей при принятии решений об отказе в открытии счета потенциальному клиенту в совокупности с другими источниками информации

При оценке правомерности использования банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей необходимо иметь в виду, что действующее законодательство не содержит эффективного инструмента противодействия созданию номинальных юридических лиц («фирм-однодневок»). При их создании, для придания формального соответствия нормам законодательства, зачастую фальсифицируются документы, используются утерянные паспорта, предъявляются фиктивные договора аренды.

В настоящее время в г. Москве в день в среднем регистрируется порядка 550 юридических лиц при создании путем учреждения. Дальнейший анализ хозяйственной деятельности юридических лиц позволяет сделать вывод о том, что более 50% этих организаций создается для участия в схемах уклонения от налогообложения, в схемах легализации и вывода активов за рубеж.

Несмотря на то, что действующими правовыми актами не предусмотрены функции налоговых органов по осуществлению мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ФНС России считает, что вопросы оздоровления экономики страны и сокращение теневого сектора носят вневедомственный характер.

Принимая во внимание, что составление списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей является частью текущей контрольной работы налоговых органов и не противоречит действующему законодательству, а также то, что:

— рассылка указанных списков в адрес других ведомств, Банка России и коммерческих банков производится в инициативном порядке с целью обеспечить доступ к информации, существенной в определении рисков участия организаций, имеющих номинальные адреса и заявителей, в противозаконных схемах;

— ни один из получателей данной информации не обязан действующим законодательством к безусловному использованию полученных сведений в работе.

ФНС России не призывает использовать указанную информацию как безусловную обязанность банков или как единственный и достаточный повод для принятия решения об отказе в открытии счета потенциальному клиенту.

ФНС России считает правомерным и целесообразным использование банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей для реализации их права по принятию решений об отказе в открытии счета потенциальному клиенту в совокупности с другими источниками информации, позволяющими кредитным организациям эффективно осуществлять действия, предусмотренные пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма».

Дополнительно ФНС России сообщает следующее.

В настоящее время осуществляется доработка программных ресурсов ФНС России, что в ближайшем будущем позволит обеспечить полноту и корректность списков адресов массовой регистрации и массовых заявителей, существенно снизит количество искажений и ошибок.

Принимая во внимание, что налоговые органы имеют возможность передавать указанную информацию регулярно и в электронном виде, ФНС России предлагает Ассоциации Российских Банков оказать содействие в обеспечении взаимодействия ФНС России и заинтересованных в полной и достоверной информации о «фирмах-однодневках» банков в части передачи сведений в электронном виде (по электронной почте, защищенным каналам связи и т. п.).

Т. В. ШЕВЦОВА