8 800 551 36 30

Должная осмотрительность / Коммерческая осмотрительность

Должная осмотрительность — это комплекс мероприятий проводящихся налогоплательщиком для проверки благонадежности своего контрагента до заключения с ним договора.

Коммерческая осмотрительность — применяемый в деловом обороте стандарт обоснованного выбора контрагента с учетом характера сделки и разумного поведения участника оборота, ожидаемого в сходных обстоятельствах. Понятие пришло на смену должной осмотрительности.

Ещё не так давно налоговые органы опирались на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 (далее — Постановление № 53) в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Так продолжалось 11 лет, а в августе 2017 года это противоборство достигло нового уровня. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнился специально разработанной статьёй 54.1, направленной против преднамеренного снижения налогооблагаемой базы. Кроме того, Федеральная налоговая служба издала официальное письмо от 31.10.17 № ЕД-4-9/22123@, где объясняет инспекторам, как следует работать, чтобы обнаружить махинации непорядочного налогоплательщика и собрать доказательства таковых.

ФНС долгие годы ведёт войну с любителями схем “оптимизации налогов”. Сотрудники принимают меры против участников сделок, которые могли быть заключены, чтобы недобросовестный предприниматель мог скрыть доходы и не выплачивать с них налоги. К таким мерам относится, например, аннуляция налоговых вычетов и расходов, которые предъявлялись этими лицами.

До середины августа 2017 года меры противодействия уходу от налогов не регламентировались НК РФ. Инспекторы ориентировались на Постановление № 53, где вводилось понятие необоснованной налоговой выгоды и приводились её характерные черты. Помимо этого, в Постановлении № 53 говорится о должной осмотрительности при подборе деловых партнёров. Недостаточная осмотрительность является основанием для признания выгоды необоснованной.

С 19 августа 2017 года начала действовать статья 54.1 Налогового Кодекса РФ, названная «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога сбора, страховых взносов» (вводится Федеральным законом от 18.07.17 № 163-ФЗ). Новый закон разграничивает допустимые и недопустимые формы предъявления вычетов и признания расходов, конкретизируя действия предпринимателя, которые следует признать злоупотреблением правами.

Чтобы сотрудники быстрее освоились с новым регламентом, ФНС опубликовала письмо от 31.10.17 № ЕД-4-9/22123@ с пояснениями к статье 54.1 НК РФ. В новом законе не уточняются нормы, описанные в Постановлении № 53, а декларируется новая методика борьбы со злоупотреблением правами налогоплательщиков. При разработке этой методики была учтена накопившаяся судебная практика.

В разъяснениях также подчёркивается, что статья 54.1 НК РФ отменяет некоторые требования Постановления № 53. Инспекторам уже не полагается оперировать понятиями из старых правил, например, «должная осмотрительность» (при подборе фирм-партнёров) и «необоснованная налоговая выгода».

Все эти новшества актуальны как для выездных проверок, назначенных не ранее, чем вступил в силу новый закон, так и камеральных проверок по результатам рассмотрения налоговых деклараций, поданных после этой даты.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что, во-первых, так называемый «сущностный» подход является своего рода защитой от фиктивных доначислений для добропорядочных плательщиков налогов; а во-вторых, позволяет плательщику налогов провести проверку собственных контрагентов и установить границы для фактических условий исполнения договора.

В начале марта 2021 года было опубликовано Письмо ФНС РФ от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, в котором конкретизируются подробности и нюансы прецедентной правовой практики налоговых органов по статье 54.1.

Должная осмотрительность – законодательство

В таблице мы собрали наиболее значимые документы по теме “должная осмотрительность”: