8 800 551 36 30

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ, направленному на противодействие легализации средств, полученных криминальными способами, сотрудники банков должны проводить проверку юридических лиц как при открытии счёта, так и при дальнейшем его использовании. Если в результате проверки банк подозревает клиента в неблагонадёжности, то он имеет право на блокировку операций такого клиента, на отказ от заключения с ним договора банковского обслуживания и на расторжение уже заключённого договора.

Банк пересылает сведения о подозрительной фирме в Росфинмониторинг, где и составляется список сомнительных организаций. Данный список направляется в ЦБ РФ, который сообщает сводные данные о подозрительных организациях всем банкам, чтобы предупредить их о потенциально проблемных клиентах.

В результате фирма с негативным «досье» оказывается в чёрном списке, доступном любому банку (Положение ЦБ от 30.04.2018 № 639-П).

Как предприниматели оказываются в чёрном списке

Не стоит считать чёрной меткой сам факт попадания фирмы в реестр, заявил заместитель председателя ЦБ Дмитрий Скобелкин. Данный список — это просто дополнительный материал для проводимого банком анализа рисков по конкретному клиенту. Руководствуясь им, банк может как отказаться открывать счёт сомнительному предпринимателю, так и просто провести более тщательную проверку.

Причины, по которым потенциальный клиент может оказаться в чёрном списке, описаны в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР и № 19-МР от 21.07.2017.

К примеру, в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР описаны 10 признаков недобросовестности потенциальных клиентов, а также отмечено, что обычно у проблемных клиентов можно обнаружить не менее 2 признаков:

  1. Отношение объёма полученных наличных денег в неделю к оборотам по банковским счетам фирмы за тот же период составляет не менее 30%.
  2. Юрлицо зарегистрировано не более 2 лет назад.
  3. Операции по счёту клиента (зачисление и списание денег) проводятся в рамках деятельности, которая создаёт у клиента минимальную налоговую нагрузку или не создаёт её вообще.
  4. Операции по банковским счетам партнёров, которые переводят клиенту деньги, обладают признаками транзитных.
  5. Партнёр переводит деньги на счёт клиента примерно в одно время с аналогичными переводами с того же счёта другим клиентам.
  6. На счёт клиента вносятся исключительно суммы не выше 600 тыс. руб.
  7. Регулярное снятие наличных — если не каждый день, то не позже, чем через 3-5 дней с момента поступления средств на счёт.
  8. Сумма снимаемых наличных либо не превышает 600 тыс. руб., либо равна или немного меньше того лимита средств, который установлен кредитной организацией для выдачи наличными ИП или юрлицу за 1 операционный день.
  9. Наличные снимаются в конце операционного дня, затем в начале следующего операционного дня.
  10. Клиент оформляет несколько корпоративных карт, которые потом использует главным образом для снятия наличных.

Есть и другие советы по выявлению неблагонадёжности клиентов, которые даны в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 № 10-МР. Неблагонадёжными в этих рекомендациях названы юридические лица, по чьим банковским счетам операции либо не ведутся достаточно долго (по 3 месяца в среднем), либо проводятся в ничтожных объёмах. Спустя некоторое время на этих счета возникает подозрительная активность: часто совершаются странные или запутанные операции, лишённые явного экономического смысла и видимой законной цели.

Имеется в виду сочетание характерных черт:

  • в течение месяца со счёта списывается не более 3 млн руб., включая арендную плату, коммунальные и прочие платежи, относящиеся к повседневной деятельности фирмы
  • нерегулярность операций по банковскому счёту
  • уплата налогов или других обязательных платежей с этого счёта не осуществляется либо оплачиваются в сумме не более 0,5% от дебетового оборота по данному счёту, а подозрительно низкие суммы НДФЛ, выплачиваемые с зарплаты сотрудников, говорят о занижении налогооблагаемой базы

Клиенты, о которых говорится в методических рекомендациях, обычно обладают двумя или более нижеследующими признаками:

  • уставной капитал равен или немного выше минимально допустимого для регистрации юрлица размера уставного капитала
  • учредитель компании, её директор и главный бухгалтер — один и тот же человек
  • постоянный исполнительный орган компании расположен по адресу массовой регистрации, согласно сведениям от ФНС
  • постоянно действующий исполнительный орган компании, другое подразделение или лицо, которое вправе действовать без доверенности от имени компании, не найдены по адресу, указанному в ЕГРЮЛ

Есть смысл прочитать и более старое письмо – Методические рекомендации ЦБ РФ от 02.04.2015 № 10-МР, там также описаны интересующие нас признаки.

Благодаря комплексу мер по устранению номинальных юридических лиц удалось пресечь вывод в «теневой сектор» более 310 млрд руб. Количество неблагонадежных компаний упало до 4,7% от общего числа зарегистрированных в России юридических лиц.

Вот как выглядит комплекс принятых государством мер по ликвидации фирм-однодневок:

  • в качестве превентивной меры создан и регулярно пополняется единый реестр клиентов, получивших от банков отказ в проведении операции или в заключении договора банковского обслуживания, а также тех, с кем договор банковского обслуживания был расторгнут на основании подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма
  • Росфинмониторинг ведёт этот реестр (чёрный список) и направляет его в ЦБ РФ, после чего кредитные учреждения могут пользоваться этой информацией, анализируя возможные риски
  • ФНС следит за достоверностью указанных в ЕГРЮЛ сведений, чтобы помешать созданию и работе компаний, предназначенных для не вполне законной деятельности. Налоговики сотрудничают с кредитными учреждениями, чтобы своевременно расторгнуть договор банковского обслуживания, когда появятся основания подозревать, что операции проводятся от имени подставного юрлица
  • ФНС применяет особую систему контроля за возмещением НДС (АСК НДС), что помогает выявить целенаправленную минимизацию подлежащей уплате в бюджет разницы между входящим и исходящим НДС, осуществляемую при помощи номинальных компаний и подложных финансовых документов
  • Банк России информирует подконтрольные структуры о характерных признаках и методах отмывания денег с помощью подставных фирм
  • РФ присоединилась к международному Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Это позволило ФНС с сентября 2018 года получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 7421 иностранных юрисдикций (включая оффшорные).

Реабилитация фирм, по ошибке оказавшихся в чёрном списке

На практике отдельные банки слишком формально подошли к определению неблагонадёжности. В результате за первые 3 квартала 2017 года около полумиллиона счетов бизнесменов подверглись блокировке, как сообщает союз бизнесменов «Деловая Россия».

Потребовалось ввести методику реабилитации добропорядочных клиентов, ошибочно внесённых в список недобросовестных. Процесс запущен в ноябре 2017 года. Как заявил зампред ЦБ РФ Д.Скобелкин, для удаления из чёрного списка предприниматель должен обратиться в банк, где особая комиссия или уполномоченные сотрудники работают с претензиями по поводу ограничения в предоставляемых услугах. У граждан очень быстро появилось множество вопросов о том, как действует эта методика. Стало ясно, что необходима её доработка.

Доработкой послужил Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, вступивший в силу 30 марта 2018 года. Поправки в «антиотмывочный» закон внесли изменения в процедуру удаления из банковского чёрного списка, сформировав двухуровневую систему реабилитации клиентов. На 1 уровне сам банк занимается проверкой предпринимателя и убедившись в ошибочности его внесения в список неблагонадёжных, направляет в ЦБ и Росфинмониторинг информацию о том, что основания для внесения данного клиента в список отсутствуют.

Банк может не согласиться на пересмотр решения. Тогда клиент может выйти на 2-й уровень реабилитации — это обращение в Центробанк, которое рассмотрит специальная комиссия при содействии Росфинмониторинга.

Из чего состоит процедура реабилитации:

  • теперь банки могут сообщать клиентам о таких мерах, как отказ в совершении операций и/или в заключении договора банковского счёта, расторжение договора банковского счёта, а также об их причинах
  • если банк откажет в проведении операции или в заключении договора банковского счёта и сообщит клиенту причины, то клиент может предъявить документы и дать другую информацию в подтверждение своей благонадёжности и необоснованности отказа
  • у банка есть не более 10 рабочих дней на изучение полученных сведений. До истечения этого срока банк должен уведомить клиента, что причины для включения в список устранены успешно
  • когда их невозможно устранить, следует подать заявление и документы в специальную межведомственную комиссию при ЦБ
  • межведомственная комиссия рассматривает документы и заявление предпринимателя, а кроме того, достаточно веские обоснования. В результате принимается одно из двух решений: или оснований для отказа нет, или нет оснований для отмены изначального решения
  • какое бы решение ни приняли, в течение 3 рабочих дней комиссия должна проинформировать о нём банк и проблемного клиента
  • при устранении оснований отказа организации, которые проводят операции с финансовыми средствами, кредитные учреждения должны сообщить в Росфинмониторинг об этом факте не позже следующего рабочего дня
  • если ранее клиент получил отказ в проведении операции, а договор банковского счёта с ним был расторгнут, но позднее основания для такого отказа и включения в чёрный список были устранены, то банку следует сообщить в Росфинмониторинг, что оснований для расторжения договора больше не существует

Около года назад ЦБ опубликовал Информационное письмо от 12.09.2018 N ИН-014-12/61, где, помимо прочего, упомянут порядок уведомления клиентов финансовых учреждений о причинах отказа.

Документы для выхода из банковского чёрного списка

Точный перечень необходимых документов, чтобы банк вывел фирму из списка неблагонадёжных, не утверждён. Поэтому компания может самостоятельно определить, что использовать как доказательство легальности бизнеса. Не исключено, что банк порекомендует подходящие документы. Допустим, там могут потребовать налоговую декларацию и иные бумаги, если рассматривается отказ в переводе со счёта.

Если в банке потерпели неудачу, то единственный выход — обращаться в Центробанк с заявлением об исключении фирмы из банковского чёрного списка (указания по оформлению). Заявление допустимо отправлять почтой или через интернет-приемную Банка России. Пишется оно в свободной форме: просто расскажите о сложившемся положении и сообщите, когда и с кем пытались решить проблему ранее (ФИО и должность работника банка).

При себе следует иметь:

  • копию документа, удостоверяющего личность, СНИЛС и ИНН
  • письменный отказ банка в устранении оснований
  • реквизиты отказавшего банка
  • копии всех документов, предъявленных в банке для открытия счёта или проведения операции
  • копии документов, поданных в банк вместе с заявлением о реабилитации
  • иные нужные документы по вашему решению