8 800 551 36 30

Допущенное по неосторожности сотрудничество с номинальными компаниями, выявленное при камеральной или выездной проверке, может повлечь за собой отказ в возмещении НДС, пени, штрафы и дополнительные налоговые начисления. В особо тяжёлых случаях оно даже может стать поводом для возбуждения уголовного дела и истребования ущерба с директора, ведущего дела с недобросовестным контрагентом.

Рассмотрим, как выглядит фиктивная деятельность фирмы-однодневки и какие махинации она применяет для ухода от налогов.

Борьба ФНС с однодневками

В 2012 году ФНС всерьёз озаботилась проблемой возможной нереальности сделок по налогу на прибыль юридических лиц. Из множества налоговых проверок часть проводилась некорректно, что привело к доначислению налогов исключительно по формальным признакам.

В августе 2017 года начала действовать ст. 54.1 НК РФ, разработанная для решения ряда вопросов:

  • оценка результатов судебной практики
  • повышение эффективности налоговых проверок
  • защита добросовестных предпринимателей от незаслуженных санкций
  • более точное установление конечного выгодоприобретателя

Налоговая служба опубликовала письма с рекомендациями по корректному применению этой статьи: Письмо от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@ и Письмо от 28.12.2017 №ЕД-4-2/26807@.

Теперь налоговые органы при сборе доказательной базы меньше рассматривают такие термины, как «должная осмотрительность», «необоснованная налоговая выгода» и «фирма-однодневка». А уделяют больше внимания понятиям «получение налоговой экономии» и «агрессивные механизмы налоговой оптимизации».

Ст. 54.1 НК РФ приводит ряд критериев для определения легальности сделки:

  • уход от уплаты налога не является основной целью сделки
  • отсутствие попыток исказить информацию о хозяйственных операциях и объектах налогообложения
  • фактический исполнитель обязательств — именно тот, с кем заключался договор

Отсюда видно, какие факты налоговики должны доказывать, чтобы сделку могли признать незаконной:

  • нереальность сделки. Необходимо показать, что реальный исполнитель сделки отличается от заявленного в первичных документах, возможно, исполнителем был сам налогоплательщик
  • умышленность нарушений
  • искажение информации о фактах хозяйственной деятельности или объектах налогообложения

Как формируется область налоговой выгоды

Операция по уходу от налогов начинается с того, что недобросовестный бизнесмен сам или через подставных лиц создаёт фирму-однодневку. Для регистрации таких фирм часто используются утерянные паспорта и/или услуги профессиональных мошенников.

Уклонист получает реквизиты расчётного счёта для перевода денег, которые проводятся по счетам нескольких номинальных фирм — от 6 и более — после чего или снова переводятся на расчётный счёт исходной организации, или возвращаются уклонисту наличными.

Параллельно идёт подготовка первичных документов — счета-фактуры, путевые листы, товарно-транспортные накладные, договоры с заказчиком-уклонистом, акты выполненных работ и оказанных услуг. Описанные там операции существуют только в документах и фактически никто сделку не исполняет, так как она нереальна.

У подставной компании появляется фиктивный объект налогообложения. Заказчик что-то приобрёл у неё и теперь ей нужно доначислить НДС и налог на прибыль с суммы покупки.

Однодневка обычно заявляет к оплате наименьшие возможные суммы налога. Её затраты по налоговой отчётности, как правило, доходят до 99 %. Фирма не выполняет свой долг перед госбюджетом, а уклонист снижает расходы и вычеты по НДС и искусственно раздувает (или создаёт с нуля) расходы по налогу на прибыль организаций.

Эта схема применяется не одно десятилетие. Впервые ей дали определение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, где прописаны косвенное понятие фирмы-однодневки, а также понятия необоснованной налоговой выгоды и должной осмотрительности.

Схема усложнялась и совершенствовалась. Нынешние налогоплательщики отмечают, что отсутствие необходимого персонала и материально-технического обеспечения компенсируется арендой помещений и транспортных средств, а также наймом подрядчиков. Эти факты не могут послужить основанием для отказа в вычетах.

Искажать информацию о хозяйственных операциях можно разными способами, например:

  • нереальность исполнения сделки
  • дробление бизнеса
  • неправомерно используются разного рода льготные ставки
  • некоторые злоупотребляют нормами международных соглашений об избежании двойного налогообложения
  • доходы от продажи товаров (услуг, права собственности и т.д.) не отражаются в документах благодаря тому, что к хозяйственной деятельности привлекаются подконтрольные лица
  • в бухгалтерскую и налоговую документацию вносят заведомо недостоверные данные

Номинальность документооборота, подконтрольность контрагентов и фиктивность деятельности требуют привлечения фирм-однодневок. Подобные сделки находятся вне закона и признаны неблагонадёжными. Они ведут к потерям как в деньгах, так и в деловой репутации.

Ст. 122 НК РФ предусматривает штрафы за вышеописанные нарушения в размере 20% от суммы невыплаченных налогов (сборов, страховых взносов) или в 40%, если их умышленность будет доказана.

Преступный умысел доказуем!

Задача доказать наличие умысла теперь стоит перед налоговыми, а не правоохранительными органами.

Согласно п.2 ст. 100 НК РФ, налоговое правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий.

Следует установить причастность должностных лиц к махинациям с использованием однодневок. Данный факт многократно повышает вероятность применения повышенного штрафа.

ФНС при участии Следственного комитета разработала и выпустила Письмо от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@, где даны методические рекомендации. Согласно этому письму, признаками умысла считаются:

  • Согласованные действия группы лиц, как физических, так и юридических.

Необходимо найти доказательства того, что проверяемый налогоплательщик получил обратно деньги, затраченные на исполнение сделки.

  • Подконтрольность номинальной компании (используется техника и сотрудники объекта проверки, его IP-адрес совпадает с IP-адресом однодневки).

Если фирма-однодневка и объект налоговой проверки направляют отчётность с одного IP-адреса, а руководитель однодневки числится в штате проверяемой организации, то подконтрольность не вызывает сомнений.

  • Печати и документы фирмы-однодневки нашлись в офисе проверяемой компании, выявлен факт так называемого «обнала».
  • Налогоплательщик ведёт чёрную бухгалтерию — серьёзнейшая улика.

Отметим, что имитация подлинной хозяйственной деятельности номинальных фирм и формирование фиктивных договорных отношений считаются формой преднамеренного налогового правонарушения, которое карается штрафом в размере 40 % от суммы неуплаченного налога (сбора).

Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа 2012 года, следственным и налоговым органам необходимо прикладывать максимум усилий для доказательства преднамеренности нарушений и установить круг замешанных в них должностных лиц: генерального директора, главного бухгалтера или бухгалтера, исполняющего обязанности гендиректора.

Бывает, что руководитель проверяемой организации способен доказать, что сам был обманут. К примеру, директор фирмы может подтвердить, что его недобросовестный сотрудник ввёл в заблуждение собственное начальство. Доначисление налога этому руководителю будет отменено в соответствии с п. 3 ст. 122 НК РФ.

Примеры из судебной практики

Налоговики действуют не на основании формальных претензий к деловым партнёрам, а исходя из установленных фактов, свидетельствующих о нереальности спорной сделки.

Рассмотрим два случая, которые наглядно демонстрируют по каким критериям определяется умысел. В каждом из них оспаривались крупные суммы, налоговые проверки завершились в переходный период, обеим организациям был присуждён штраф в размере 40 % от невыплаченной суммы налога.

Пример № 1: спорная сумма — более 211 млн руб.

Документ — Постановление АС МО от 12.02.2019 по делу №А40-48726/2018.

Предмет договора — продажа химических реагентов и услуги по сопровождению буровых растворов. Объект проверки договаривался напрямую с крупными поставщиками. Заказчики — Лукойл-Пермь и Лукойл-Западная Сибирь.

Что послужило доказательством в суде

  • Контрагенты обладали характерными признаками фиктивных фирм.

Суд, учитывая прочую доказательную базу, истолковал эти признаки не в пользу ответчика: обналичивание финансовых средств, среднесписочную численность, транзитный характер операций, наименьшие возможные суммы начисленных налогов.

  • Выявлены настоящие поставщики товаров и услуг и/или то, что работа выполнена самим налогоплательщиком или третьими лицами.

Товарно-денежный баланс и запросы в адрес генеральных поставщиков помогли установить, что вышеупомянутые реагенты закупались у других поставщиков, а ответчик самостоятельно сопровождал буровые растворы.

  • Доказаны подконтрольность и взаимозависимость объекта проверки и его деловых партнёров.

Проверяемая компания была в числе подрядчиков. Цепочку субподряда полагалось согласовывать с основным заказчиком, однако сами Лукойл-Пермь и Лукойл-Западная Сибирь отказались подтверждать данный факт, а также то, что подставные фирмы как субподрядчики допускались к работам.

  • В выемку у проверяемой фирмы попали документы по хозяйственной и финансовой деятельности партнёров, а также руководства с описанием способов ухода от налогов.

Среди этих бумаг нашлась, например, трудовая книжка одного из руководителей однодневки, чей офис находился в том же здании, что и объект проверки, а также копии уставов однодневок и даже ежедневники, где описывались схемы ухода от уплаты налогов и детально продуманная цепочка движения финансовых средств.

  • Деньги выводились на счета директора или сотрудников организации-налогоплательщика, IP-адреса сомнительных контрагентов и объекта проверки совпадали.

Стало ясно, что финансы возвращались на расчётный счёт главы организации или выводились из оборота через счета его подчинённых. Отчётность проверяемой фирмы и спорных контрагентов направлялась из одного и того же места, что доказано совпадением их IP-адресов.

  • Представители партнёров оказались работниками проверяемой компании.
  • Первичные документы подписаны не уполномоченным на это лицом.

Пример № 2: спорная сумма — более 135 млн руб.

Документ — Постановление АС ВВО от 23.10.2018 по делу № А28-3393/2017.

На этот раз махинации велись вокруг поставок щебня и угля.

Что послужило доказательством в суде

  • Документы представлены не полностью, не хватало сертификатов качества и товарно-транспортных накладных.
  • Контрагенты обладали характерными признаками фиктивных фирм.
  • Обнаружена подконтрольность и взаимосвязь между проверяемым налогоплательщиком и его партнёрами: совпадали IP-адреса, руководство контрагентов было в подчинении у самого налогоплательщика или у его отца, деньги обналичивались через работника подконтрольной организации.
  • Установлено, что товар поставлялся самим налогоплательщиком.
  • Деньги обналичивались не через работников самой проверяемой фирмы, а руками работников взаимозависимой компании.

Последствия выездных проверок и доначисления крупных сумм налогов

Обнаружение агрессивных схем налоговой оптимизации повлечёт за собой серьёзные проблемы вплоть до возбуждения уголовного дела.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о привлечении к ответственности за правонарушение, установленное в ходе выездной или камеральной проверки. ИФНС должна направить требование об уплате недоимки в течение 20 дней после того, как это решение вступит в силу (ст. 70 НК РФ). Недоимку следует оплатить в течение двух месяцев. В противном случае налоговики в течение 10 рабочих дней должны будут направить данные по проверке в следственные органы для возбуждения уголовного дела(ст. 32 НК РФ).

Налоговые преступления классифицируются на основании сумм невыплаченных налогов, не считая пени и штрафов (ст. 198-199 УК РФ).

Чем грозит уклонение от уплаты крупных сумм налогов

Для юридических лиц Для физических лиц
·  штраф от 100 до 300 000 руб. либо в размере зарплаты за 1-2 года;

·  принудительные работы на срок до 2-х лет;

·  лишение свободы на срок до 2-х лет;

·  арест до 6 месяцев.

·  штраф в размере от 100 до 300 000 руб. или в размере зарплаты за 1-2 года;

·  принудительные работы на срок до 1 года;

·  арест до 6 месяцев;

·  лишение свободы до 1 года.

Крупным размером считается сумма более 5 млн руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 25 % или больше 15 млн руб. без учёта доли. Крупным размером считается сумма до 900 000 руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 10 % или более 2,7 млн руб. без учёта доли.

Уклонение от уплаты налогов по сговору в особо крупном размере

Для юридических лиц Для физических лиц
·  штраф от 200 до 500 000 руб. либо в размере зарплаты за 1-3 года;

·  принудительные работы на срок до 5 лет;

·  лишение свободы на срок до 6 лет.

·  штраф в размере от 200 до 500 000 руб. или в размере зарплаты за 1,5-3 года

·  принудительные работы на срок до 3 лет

·  лишение свободы до 3 лет

Особо крупным размером считается сумма более 15 млн руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 50 % или более 45 млн руб. Особо крупным размером считается сумма более 4,5 млн руб. за три финансовых года с долей неоплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 20 % или более 30 млн руб. без учёта доли.

Физические лица в данном случае — это не только индивидуальные предприниматели, но и обычные граждане без статуса ИП. Если, кроме ухода от налогов, будут выявлены факты незаконного применения предпринимательской деятельности или налоговые органы докажут умышленность нарушений, а при проверке в офисе обнаружатся печати подставных фирм, налогоплательщику также может грозить ответственность по ст. 327 УК РФ, связанная с подделкой документов.

Способы избежать уголовного преследования

Если гражданину назначен штраф или против него возбуждено уголовное дело, он должен возместить ущерб государственному бюджету, полностью выплатив пени и штрафы. В такой ситуации истцом является прокуратура РФ, а налоговики играют роль третьей стороны.

В 2017 году приняты поправки, согласно которым есть возможность избежать уголовного дела, если оно заводится впервые и вы сможете полностью выплатить накопившуюся задолженность до первого заседания суда.

Во избежание проблем с налоговыми органами следует внимательно подходить к проверке контрагентов. При знакомстве с ним, ещё до заключения договора, нужно собрать максимум сведений о нём в открытых источниках, а также потребовать оригиналы или заверенные копии некоторых документов.

Документы, которые нужно запросить у контрагента

  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с датой запроса
  • устав и (или) учредительный договор в полном объеме и в актуальной редакции
  • копия свидетельства о госрегистрации (свидетельство ОГРН)
  • копия свидетельства ИНН
  • копия протокола о назначении генерального директора
  • копия доверенности, если договор подписывает лицо, действующее на основании доверенности
  • копия лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности
  • бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году заключения сделки
  • копия свидетельства о допуске к работам, членство в СРО (при необходимости)
  • копия документов, подтверждающих право на нахождение по месту регистрации юрлица или по месту фактического адреса (свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН, договор аренды или субаренды)
  • копия паспорта (разворот, прописка), заверенная основной печатью и подписью

В предоставлении некоторых документов вам могут отказать, так как они содержат персональные данные, которые можно связать с коммерческой и налоговой тайной. Но зато при необходимости вы сможете показать налоговой, что пытались их запросить и проверить.

Как доказывают умысел?

Налоговые органы исходят из методических рекомендаций, опубликованных в Письме ФНС РФ от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@.

При налоговой проверке директора и работников могут спросить:

  • Как компания подбирает контрагентов, какие источники при этом используются?
  • Конкретный кандидат ободряется единолично или коллегиально?
  • Есть ли в компании какие-либо нормативные документы по ведению документооборота?
  • Есть в компании подразделение или отдельные сотрудники, отвечающие за выбор конкретного контрагента? Назовите их.

Руководителю следует разработать процедуру поиска и отбора контрагентов, назначить ответственных за это сотрудников и чётко прописать всё это во внутренних нормативных документах компании. Необходимо будет создать следующие документы:

  • положение о договорной работе
  • должностные инструкции работников
  • положение о проверке и мониторинге контрагентов
  • запрос документов у потенциального партнёра
  • карточка контрагента

Помните, что порядок проверки и мониторинга контрагентов должен устанавливать не только ответственных сотрудников и саму процедуру проверки и мониторинга, но и весь комплекс сопутствующих действий, корректную запись результатов и внесение их в систему учёта, перечень используемых сервисов, набор документов, которые следует запрашивать у юрлиц и ИП, список документов и других доказательств ведения потенциальным партнёром реальной предпринимательской деятельности, а кроме того, форму отчётности о проведённых переговорах.