8 800 551 36 30

Выездные налоговые проверки давно уже превратились в плановое мероприятие. Проверке предшествует подбор подходящих организаций на основе анализа налоговых рисков. Инспекторы ориентируются на целый ряд подозрительных факторов, часть которых приводится в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Однако, предприниматели далеко не всегда понимают, что их повседневные действия могут насторожить проверяющего или даже являться прямым основанием для штрафа.

Необоснованная налоговая выгода

Чтобы получить вычет по НДС, Вы учитываете затраты по налогу на прибыль и обращаетесь в ИФНС за зачётом или за возвратом налогов. Это значит, что у Вас возникла налоговая выгода. Некоторые до сих пор полагают, что реальности сделки, то есть фактически произведённой оплаты и поставленного товара, всегда достаточно, чтобы учесть эту сделку в числе затрат. Но если налоговики сочтут налоговую выгоду необоснованной, они откажутся признавать эти затраты, а с ними и право на льготу или на сниженную ставку. В результате вместо вычета или возмещения НДС Вам назначат штраф в лучшем случае на 20%. В худшем, если заподозрят умышленный уход от налогов, штраф составит 40%.

Возможные основания для проверки

Давайте рассмотрим, что вызовет у налоговых инспекторов подозрение при выборе организаций для будущей выездной проверки.

Отсутствие ресурсов, опыта и лицензий

Налоговики могут насторожиться, узнав, что перевозчик не владеет автотранспортом или подрядчик не состоит в строительной СРО. Им не понравится отсутствие у фирмы ресурсов и разрешений, без которых заявленная деятельность невозможна:

  • специалисты, необходимые для выполнения работ по договору
  • производственные мощности, транспорт, склады, основные средства
  • допуск к выполнению нужных работ или лицензии на торговлю нужным видом товаров
  • опыт выполнения аналогичных контрактов
  • материальные и денежные ресурсы для осуществления данной сделки

Это закреплено законодательно в пунктах 5 и 6 Постановления Пленума ВАС РФ 53 от 12.10.06 и в Определении Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N 307-ЭС19-27597 по делу N А42-7695/2017.

Высокий уровень налогового риска

Сюда попадает, к примеру, сотрудничество с фирмами-однодневками. Приведём отдельные признаки однодневок согласно письму Минфина от 21.06.17 № 03-12-11/2/39116 и Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.06:

  • фирма-партнёр создана незадолго до подписания договора
  • она зарегистрирована по массовому адресу
  • её учредитель и/или директор тоже массовые
  • нет данных о реальном местонахождении офиса
  • у контрагента отсутствуют затраты, необходимые для заявленной деятельности

Читайте подробнее о распознании однодневок в статье Внутренние и внешние признаки фирмы-однодневки

Согласованность работы «независимых» игроков рынка

Детали описаны в письмах ФНС ЕД-4-9/22123@ от 31.10.17 и от 11.08.17 № СА-4-7/15895@, а также в пункте 7 Обзора правовых позиций КС РФ и ВС РФ за 4 квартал 2018 г. У «независимых» организаций обнаруживаются:

  • использование налоговых льгот, сниженных ставок по налогам, освобождение от налогов
  • выход в интернет с одних и тех же IP-адресов
  • дробление бизнеса ради права использовать ЕНВД или УСН вместо стандартного НДС
  • оплата затрат друг друга, одни и те же вывески, адреса офисов, отделения банка, сайт, ККТ, склады и иные ресурсы
  • взаимозависимость партнёров (родственные связи, участие в руководящих органах, подконтрольность в повседневной работе)
  • общие юридический отдел, отдел кадров, бухгалтерия
  • манипуляции с ценами, продажа товаров по сниженной цене аффилированным лицам, применяющим УСН.
  • с госслужбами и третьими лицами от имени этих фирм взаимодействуют одни и те же люди

Прочие подозрительные факторы

  • Налоговая нагрузка. Те, у кого она ниже, чем в среднем по отрасли, автоматически попадают в зону особого внимания. Актуальные среднеотраслевые показатели публикуются на сайте ФНС каждый год.
  • Доля вычетов по НДС. Тут используется следующий признак отбора кандидатов на проверку: доля таких вычетов достигает не менее 89% от начисленного за год НДС.
  • Среднемесячная зарплата на одного сотрудника. Внимание привлекают предприятия, которые отстают по данному показателю от среднего по отрасли значения для своего региона. Сведения о средних значениях зарплаты в зависимости от сферы деятельности можно найти на сайтах территориальных подразделений Росстата и ФНС.
  • Рентабельность деятельности. В план проверок включают тех, чья рентабельность, как минимум, на 10% ниже среднеотраслевого значения. Посмотреть это значение можно на сайте ФНС.
  • Соотношение доходов с расходами. С проверкой наверняка придут к тем налогоплательщикам, чьи расходы растут быстрее, чем доходы. Кроме того настораживают случаи, когда доходы снижаются активнее, чем расходы, или расходы повышаются при падении доходов.
  • Работа в убыток. Подозрения вызовут фирмы, демонстрирующие убыток 2 и более календарных года подряд.
  • Использование подозрительно длинной цепочки контрагентов. Инспекторы проверят, насколько экономически и не только оправдано привлечение всех этих посредников.
  • Непредставление разъяснений или запрошенных документов налоговую инспекцию. Например, отказ предоставить документы по запросам, направленным в процессе камеральной проверки.
  • Миграция между ИФНС. Проверить могут фирмы, которые со времени создания успели дважды или более сменить юридический адрес, переехав на территорию другой налоговой инспекции.
  • Приближение к предельно допустимым для спецрежима значениям. Налогоплательщиков, использующих особые режимы, могут проверить, если их показатели (выручка, численность сотрудников, стоимость основных средств и прочее) не менее двух раз за год вплотную подходили к пограничным значениям, за которыми пропадает право на льготное налогообложение. В таком контексте приближением считают меньше 5% разницы между предельным и реальным значением показателя.
  • Размер профессионального вычета. Пользователь ОСНО может угодить под выездную проверку, когда размер профессионального налогового вычета по поданной им декларации превысит 83% от общей суммы его дохода.

Примеры проверок подозрительных фирм

Пример 1. Компания арендовала экскаватор, автокран и грузовики. Впоследствии обнаружилось, что арендодателю этот транспорт не принадлежит, фирма-контрагент отсутствует по юридическому адресу, а её глава отбывает заключение. Инспекторы доначислили компании 3,3 млн. руб. налога на прибыль и 2,9 млн. руб НДС. Определение ВС РФ 304-ЭС19-24276 от 23.12.19, дело А27-19628/2018. Пример 2. Компания строила автодороги по госзаказу. Основной подрядчик нанимал субподрядчиков, которые, как выяснилось, отсутствовали по заявленным адресам и не сдавали отчёты. Они не имели техники, сотрудников, свидетельств о допуске СРО для выполнения строительных работ. Компании доначислили налог на прибыль 221 млн. руб. и НДС 186 млн. руб. Постановление арбитражного суда СКО от 03.11.2020 N Ф08-8698/2020 по делу N А53-31855/2019.

Сроки проведения выездных проверок

Существует правило, по которому выездная налоговая проверка занимает 2 месяца. Срок отсчитывается с даты, следующей днём, которым датировано решение главы ИФНС (его заместителя) о назначении ВНП (п. 2 и 5 ст. 6.1, п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Допустим, проверка, начавшаяся 9 сентября, должна завершиться 9 ноября. Но в реальности выездные проверки могут длиться намного дольше. Причина в том, что срок налоговой проверки разрешается продлевать или приостанавливать. Продление встречается не так часто, потому что для него необходимо привлечение вышестоящих инстанций. Приостановка же проверок регулярно практикуется налоговыми инспекторами. Обычно решение о ней оформляют, когда запрашивают документы у контрагентов, включая банки, в процессе так называемых встречных проверок (подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ). Поводом к приостановке выездной проверки могут послужить следующие факты:

  • истребование сведений от зарубежных госструктур в соответствии с международными договорами
  • необходимость перевести полученные от налогоплательщика документы на русский язык, если их оригиналы на иностранном языке
  • проведение экспертизы (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Выездную проверку могут заморозить и на 6, и на 9 месяцев (например, при запросе документов из-за границы). Но не следует забывать, что для каждой заморозки и последующей разморозки понадобится оформлять отдельное решение начальника налоговой инспекции или его заместителя. В период приостановки проверки налоговики не вправе ни осуществлять контрольные мероприятия на территории проверяемого налогоплательщика, ни присылать ему новые требования о представлении каких-либо документов (п. 9 ст. 89 НК РФ).