8 800 551 36 30

Законодательство о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) во 2-й половине 2021-го вновь претерпело изменения. Теперь субъекты ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – 115-ФЗ) обязаны проверять лицензии и сайты своих клиентов. Если контрагенты не предоставили данные для идентификации, нужно отказать в обслуживании.

Рассмотрим подробнее требования законодательства:

Изменения, вступившие в силу

С конца июня по сентябрь 2021-го сразу 5 федеральных законов внесли изменения в 115-ФЗ, а также вступило в силу новое Положение ЦБ РФ.

Основные изменения приведены в таблице ниже:

Изменения в 115-ФЗ Дата вступления в силу
В cт. 3 дали определение «национальной оценке рисков» – это организуемая уполномоченными органами деятельность, направленная на минимизацию рисков легализации преступных доходов.

Выделили ст. 9.1 о надзоре в сфере ПОД/ФТ. К списку регуляторов добавили:

  • Федеральную нотариальную палату
  • Федеральную палату адвокатов РФ
  • саморегулируемые организации аудиторов
27 июня 2021 г.
Обновлять сведения о бенефициарах необходимо не раз в год, как это было ранее, а по мере изменения информации (подп. 1 п. 3 ст. 6.1).

Ввели понятия (ст. 3):

  • «доверительный собственник иностранной структуры без образования юрлица»
  • «протектор»

Работая с иностранными структурами без образования юридического лица, необходимо выявлять и идентифицировать этих лиц.

09 июля 2021 г.
Добавили 2 параметра для проверки юрлиц и ИП (п. 15. ст. 7):

  • наличие лицензируемых видов деятельности
  • внесение сайтов организаций в Единый реестр запрещённых сайтов
13 июля 2021 г.
Расширили список документов, используемых для идентификации физ. лиц — нерезидентов. Допускается применять не только миграционную карту, но и другие документы для подтверждения права иностранного гражданина либо лица без гражданства находиться на территории РФ (п. 1. ст. 7). 23 августа 2021 г.
Отказ в обслуживании клиентам без проведения идентификации теперь обязателен (п. 2.2 ст. 7). 01 сентября 2021 г.
Организациям, поднадзорным ЦБ РФ, необходимо придерживаться норм Положения ЦБ РФ от 15.07.2021 № 764-П, т.к. Положение ЦБ РФ от 30.03.2018 № 639-П утратило силу. 01 сентября 2021 г.

Самые обсуждаемые изменения разберём подробнее.

Когда и какие лицензии нужно проверять

Субъекты должны были проверять сведения о лицензиях ещё до вступления в силу изменений 115-ФЗ. Теперь п. 15. ст. 7 ужесточили.

Запрещено сотрудничать с клиентом, который по ОКВЭД подлежит лицензированию, если лицензии у него нет. Это нужно, чтобы ограничить работу предпринимателей, которые не имеют нужного разрешения.

В законе механизм проверки сформулирован недостаточно чётко. В ответе на запрос участников рынка Банк России не разъяснил часть вопросов. Информацию о лицензиях необходимо обновлять минимум раз в год, либо когда появились сомнения в достоверности сведений, предоставленных клиентом. На перепроверку информации даётся 7 рабочих дней.

Нужно проверять только основные ОКВЭД или дополнительные тоже?

К примеру, в ЕГРЮЛ указано два ОКВЭД, которые подлежат лицензированию. Но компания осуществляет деятельность только по одному из них по лицензии, а по второму деятельность не ведётся и лицензии нет.

Как поступить в такой ситуации?

Регулятор пояснил, что субъекты 115-ФЗ должны проверь все лицензии. При этом нужно выяснить, какую деятельность собирается вести клиент: если её специфика совпадает с лицензией, можно не отказывать в обслуживании.

Обратите внимание и на действующих клиентов компании. Если вы уже сотрудничаете с компанией, которая не имеет лицензии на лицензируемый вид деятельности, не стоит проводить в её пользу операции либо оказывать услуги от её имени.

Важно: запрет касается только случаев проведения операций в рамках лицензируемой деятельности!

Проверка сайтов компаний

Новое требование п. 15. ст. 7: сверять сайты клиентов с реестром запрещённых ресурсов. Но вопрос, в каких случаях нужно отказывать в обслуживании, остаётся открытым.

Компаниям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается: принимать на обслуживание и проводить операции с денежными средствами (либо иным имуществом) по поручению лиц, оказывающих услуги через сайт в сети «Интернет», если доменное имя либо указатель страницы  этого сайта находятся в Едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую к распространению в РФ информацию.

Вывод: ограничения распространяются только на сайты, которые используются для оказания услуг. Но законодательство РФ не даёт определение и критерии такой деятельности, поэтому практически любой сайт попадает под категорию оказания услуг.

Отказ клиентам без идентификации

Теперь субъекты 115-ФЗ обязаны отказывать в обслуживании клиентам, если не провели их идентификацию. (п. 2.2 ст. 7).

Клиенты часто отказываются давать информацию о бенефициаре организации. Некоторые ссылаются на то, что сами не владеют ею. Но потенциальный контрагент обязан предоставить сведения о бенефициаре компании для полной идентификации: Ф.И.О, паспортные данные. Результаты идентификации бенефициара фиксируются в анкете, которая не должна содержать пустые графы и прочерки.

Ещё одна поправка внесена в подп. 1 п. 3 ст. 6.1: информацию о бенефициарах нужно фиксировать в анкете сразу после её изменения (ранее информацию меняли раз в год).

Если работник финансового мониторинга узнал о смене собственника организации из СМИ, он должен внести в анкету новые данные о клиенте.

Оформление отказа в обслуживании

Добавились 3 причины для отказа клиентам в обслуживании:

  • отсутствие лицензии на лицензируемую деятельность
  • невозможность провести идентификацию (отказ клиента предоставлять сведения о себе либо компании)
  • сайт клиента находится в Едином реестре запрещённых сайтов

Клиенту нужно предоставить официальное письмо об отказе в обслуживании. После этого необходимо сообщить об этом ФЭС в Росфинмониторинг, указав причину отказа в сообщении.