8 800 551 36 30

ФНС – Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба – орган исполнительной власти Российской Федерации, входит в состав Министерства финансов РФ, была образована в 2004 году взамен реорганизованного Министерства финансов по налогам и сборам РФ.

Из ФНС Контур.Фокус получает следующие данные:

Единый государственный реестр юрлиц (ЕГРЮЛ)

Единый государственный реестр юридических лиц предназначен для систематизации сведений о юрлицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ. Обязанность по ведению реестра возложена на Федеральную налоговую службу.

Выписка ЕГРЮЛ содержит в себе информацию о наименовании компании, юридическом адресе, реквизитах, составе учредителей, видах осуществляемой деятельности и прочие экономически значимые данные.

Сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ, могут быть использованы для:

  • подтверждения реальности и актуальности данных, предоставляемых контрагентом, такая сверка поможет избежать сотрудничества с сомнительными компаниями
  • предотвращение рейдерского захвата
  • проверки прежнего места работы нового сотрудника
  • гражданин при трудоустройстве может ознакомиться с основными сведениями о деятельности будущего работодателя
  • подтверждения факта регистрации в качестве юридического лица при открытии расчётного счёта или получении заёмных средств от кредитного учреждения
  • оказания нотариальных услуг, если необходимо заверить документы компании

Федеральная налоговая служба вносит новые записи в ЕГРЮЛ при следующих условиях:

  • сменилось наименование или юридический адрес компании
  • изменился состав учредителей
  • произошло увеличение или уменьшение уставного капитала общества
  • реорганизация или ликвидация юридического лица

При смене паспортных данных руководителя обращения в инспекцию для внесения соответствующей записи не требуется, поскольку актуальные данные поступают в инспекцию из органов МВД путём межведомственного взаимодействия. Сведения обновляются без участия налогоплательщика.

Информация об организациях из ЕГРЮЛ размещена на сайте ФНС. В выписке, сформированной на сайте, будет отсутствовать информация о персональных данных руководителя и учредителях.

Если необходимо получить официальный документ с полным набором сведений, необходимо направить запрос в инспекцию, однако стоит помнить, что данная услуга является платной: госпошлина составит 200 рублей, срок исполнения 5 рабочих дней. Запрос в инспекцию можно направить на бумажном носителе или в электронном виде. При электронном запросе через личный кабинет налогоплательщика готовая выписка заверяется электронной цифровой подписью. Выписка на бумажном носителе должна быть прошита пронумерована и заверена синей печатью ФНС.

Налоговой службой предусмотрен ускоренный механизм предоставления сведений, когда выписка будет готова на следующий день после обращения, при этом госпошлина составит 400 рублей.

Система Контур.Фокус предоставляет своим пользователям возможность получить выписку из ЕГРЮЛ с подписью ФНС, которая будет являться официальным документом и может быть использована при разрешении спорных ситуаций.

Единый государственный реестр ИП (ЕГРИП)

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей представляет собой реестр, содержащий данные обо всех индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных и законно осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Обязанность по ведению реестра возложена на Федеральную налоговую службу.

С помощью ЕГРИП налоговая инспекция осуществляет контроль и наблюдение за действиями индивидуальных предпринимателей с целью недопущения нарушений налогового законодательства.

Выписка ЕГРИП содержит в себе информацию о регистрационных данных, статусе, гражданстве, видах осуществляемой деятельности и прочие экономически значимые данные.

В сведениях из ЕГРИП отсутствует информация о персональных данных, а также прочие сведения, которые по решению Правительства РФ могут предоставляться только государственным органам только на основании официального запроса, например, паспортные данные.

На законодательном уровне срок действия выписки из ЕГРИП не ограничен, однако на практике контрагенты принимают во внимание выписку, которая была оформлена не более месяца назад.

Выписка из ЕГРИП необходима при совершении индивидуальным предпринимателем любого юридически значимого действия:

  • заключение договоров, в том числе купли-продажи
  • открытие расчётного счёта или получение заёмных средств в кредитном учреждении
  • осуществление сделок с недвижимостью
  • оформление таких документов так, лицензии, свидетельства, разрешения и прочих
  • осуществление операций с ценными бумагами
  • участие в аукционах
  • при обращении с исковым заявлением в суд
  • прекращение предпринимательской деятельности

Заказ выписки из ЕГРИП можно оформить на сайте ФНС, при этом можно выбрать формат предоставления: на бумажном носителе или в электронном виде. Бумажный экземпляр можно получить лично в отделении налоговой инспекции или в виде почтового отправления.

Стоит помнить, что заказ выписки на бумажном носителе является платной услугой, стоимость составляет 200 рублей, срок исполнения 5 рабочих дней. Предусмотрено срочное предоставление документа, тогда стоимость будет 400 рублей, а срок исполнения – 1 рабочий день.

Возможностями системы Контур.Фокус предусмотрено получение выписки из ЕГРИП с подписью ФНС, которая будет являться официальным документом и может быть использована при разрешении спорных ситуаций.

Единый реестр субъектов МСП

С 2016 года на официальном сайте ФНС функционирует открытый электронный сервис – Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который предназначен для учёта и систематизации сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, чья деятельность отвечает установленным критериям.

При принятии решения о включении предприятия в реестр МСП к рассмотрению берутся следующие показатели за предшествующий календарный год, представленные в таблице.

Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Среднесписочная численность персонала до 15 человек до 100 человек от 101 до 250 человек
Предельное значение дохода 120 млн рублей 800 млн рублей 2 млрд рублей

Также требуется соблюдение следующих условий:

  • общая доля участия в капитале субъектов РФ, муниципальных образований, религиозных и прочих подобных организаций не превышает 25 %
  • общая доля иностранных компаний не более 49%, исключение составляют ООО (пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ)

Для субъектов, чья деятельность связана с инновационной и интеллектуальной деятельностью, предусмотрены дополнительные требования:

  • имеется соответствующий статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ
  • акции АО относятся к высокотехнологичному сектору экономики
  • деятельность связана с внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям

Информационная база реестра формируется на основе отчётности, данных ЕГРИП/ЕГРЮЛ и прочих официальных государственных источников, предоставляющих информацию в налоговую инспекцию.

При нарушении сроков предоставления отчётности претендовать на включение в реестр субъектов МСП компании и предприниматели не могут.

Ранее сведения в реестре обновлялись ежегодно 10 августа, однако в связи с предоставлением государственной помощи в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции, было принято решение перейти на ежемесячное внесение сведений в реестр – 10-го числа каждого месяца на основании сведений, имеющихся в распоряжении ФНС по состоянию на 1-е число каждого месяца.

Если организация или ИП были отнесены в реестр, то они могут претендовать на получение субсидий, налоговых каникул, льгот при совершении госзакупок, а также прочие меры нефинансовой помощи.

Пользователи системы Контур.Фокус в карточке интересующей компании могут увидеть включена ли она в реестр субъектов МСП. Об этом будет свидетельствовать соответствующая запись в регистрационных данных компании.

Реестр адресов массовой регистрации

Под понятием «адреса массовой регистрации» понимают ситуацию, когда по одному и тому же юридическому адресу зарегистрировано более 10 юридических лиц. Ведение реестра с подобными адресами входит в обязанности Федеральной налоговой службы.

Юридический адрес указывается при регистрации компании, в большей мере, с целью получения корреспонденции от налоговой инспекции и прочих государственных органов. То есть допускается, что фактически деятельность по этому адресу может не осуществляться.

Однако с целью пресечения распространения массовых адресов были разработаны нормативные акты региональных уровней, согласно которым установлены границы по количеству регистрируемых компаний на одном адресе: от 5 до 10 в зависимости от субъекта.

При этом копаниям не запрещается регистрироваться на адресе, который признан массовым. Главное, что у юридического лица были все необходимые подтверждающие документы.

Проверить является адрес интересующей компании адресом массовой регистрации можно на официальном сайте ФНС. Данная информация носит уведомительный характер и не заверяется инспекцией. Полученные сведения не могут считаться свидетельством должной осмотрительности при выборе контрагента.

Цель ведения реестра адресов массовой регистрации – это выявление фирм-однодневок. Довольно часто подобные адреса используют для регистрации фиктивных компаний, где работает мнимый директор, предоставляется нулевая отчётность и отсутствует реальное осуществление деятельности. Именно поэтому налоговики всячески препятствуют регистрации юридического лица по адресу, который признан «массовым».

Если компания является действующей, но её юридический адрес признан адресом массовой регистрации, то налоговики внесут сведения о его недостоверности в ЕГРЮЛ. В этом случае руководителю необходимо в течение 6 месяцев связаться с ФНС и опровергнуть признание адреса массовым. Если этого не произойдёт, компанию исключат из ЕГРЮЛ.

Кому может быть полезна информация об адресе массовой регистрации:

  • бухгалтерская служба – данная информация будет использована при заполнении счетов-фактур, поскольку если в документе будет указан адрес отличный от того, что указан в ЕГРЮЛ компании могут отказать в предоставлении вычеты по НДС
  • руководитель компании – для своевременного реагирования на случай если адрес компании будет переведён в ранг массового
  • кредитные, страховые и прочие аналогичные учреждения –для установления факта реальности самой компании и осуществляемой ею деятельности
  • контрагенты – информация позволит удостовериться в надёжности будущего партнёра

Возможности системы Контур.Фокус позволяют пользователю получить информацию о наличии в реквизитах интересующей компании адреса, признанного адресом массовой регистрации.

Реестр массовых руководителей и учредителей

Массовым руководителем признаётся физическое лицо, выполняющее функции директора одновременно в большом количестве компаний. Массовый учредитель – это лицо, выступающее учредителем во множестве организаций. Такие термины применяются на практике для обозначения директоров, занимающих должность больше чем в 5 фирмах, а учредители принимают участие в деятельности больше чем в 10 компаниях.

За ведение реестра ответственность несёт Федеральная налоговая служба РФ.

Сам по себе факт массового руководителя или учредителя не является правонарушением. Однако стоит помнить, что инспекция будет проявлять повышенное внимание к таким компаниям, нужно быть готовым к постоянным проверкам.

Цель ведения реестра массовых руководителей и учредителей – это выявление компаний, которые осуществляют фиктивную деятельность и уклоняются от уплаты налогов.

Если будет выявлена высокая деловая активность у физических лиц, то первое, что предпримет налоговая, так это откажет в приёме документов на регистрацию следующей компании.

В случае выявления контролирующими органами признаков массовости, руководителя компании вызовут на собеседование в инспекцию. Директору нужно будет аргументировано доказать, что компания осуществляет реальную хозяйственную деятельность. В качестве доказательств могут выступать различные документы, а также свидетельские показания.

Управление ФНС ежемесячно осуществляет обновление сведений в реестре, после чего данные направляются в региональные инспекции.

Проверка директора (учредителя) на массовость – это обязательная задача потенциального контрагента, который должен проявить должную осмотрительность, с целью избежать заключения договоров с фирмами-однодневками, поскольку это может привести к таким негативным последствиям, как отказ в вычете по НДС, непризнанию величины понесённых расходов и прочие неприятности. Инспекторы налоговой в своих решениях будут ссылаться на то, что компании не осуществляли реальную хозяйственную деятельность. Такие факты нарушений станут очевидными в результате проверок на достоверность проведённых сделок.

Убедиться в том, что потенциальный партнёр не включён в реестр массовых руководителей и учредителей можно на официальном сайте ФНС.

Система Контур.Фокус позволяет своим пользователям оперативно получить информацию о том, включён ли директор интересующей компании в реестр массовых руководителей и учредителей.

Реестр дисквалифицированных лиц

Дисквалифицированными признаются лица, которым запрещено занимать руководящие должности и осуществлять определённые виды деятельности в течение установленного срока. На ФНС возложена обязанность по ведению реестра дисквалифицированных лиц.

Руководителю будет присвоен статус дисквалифицированного лица при выявлении таких нарушений, как:

  • нарушение правил государственной регистрации юридических лиц и ИП
  • имеет место повторное нарушение требований трудового законодательства
  • неисполнение законных требований контролирующих и надзорных органов
  • установлен факт мошенничества при прохождении процедуры банкротства

Дисквалификация назначается в судебном порядке на срок от полугода до трёх лет. После истечения установленного срока лица восстанавливаются в правах и сведениях об их дисквалификации удаляются из реестра.

На каждое дисквалифицированное лицо в реестре содержится следующая информация:

  • ФИО, дата и место рождения
  • занимаемая должность
  • наименование компании, за работу в которой была присвоена дисквалификация
  • основание – статья КоАП или Уголовного кодекса РФ
  • наименование государственного органа, установившего факт нарушения
  • ФИО судьи, вынесшего решение о дисквалификации
  • точный период, на который присвоена дисквалификация

Получить интересующие сведения из реестра дисквалифицированных лиц можно на официальном сайте ФНС. Информация является открытой и находится в свободном доступе.

Сведения из реестра будут необходимы:

  • потенциальным работодателям – если с дисквалифицированным лицом будет заключён трудовой договор, то компании придётся заплатить штраф в размере до 100 тыс. рублей
  • контрагентам – сотрудничество с дисквалифицированным лицом повлечёт за собой тщательные проверки со стороны надзорных органов, отказы в вычетах по налогам и другие негативные последствия, поскольку компания не проявила должной осмотрительности при выборе партнёра, ещё такой договор может быть оспорен в суде

Если будет установлено, что компанией управляет дисквалифицированное лицо, то ему будет выписан штраф в 5 000 рублей.

Чтобы получить официальный документ в отношении интересующего лица, необходимо направить запрос в налоговую инспекцию в бумажной или электронной форме. Данная услуга является платной: госпошлина составит 100 рублей, срок исполнения – 5 рабочих дней.

Пользователи системы Контур.Фокус в карточке интересующей компании могут узнать, является ли руководитель дисквалифицированным лицом, а также причину, по которой был присвоен соответствующий статус.

Доходы и расходы по данным бухотчётности

Бухгалтерская отчётность представляется собой сводную информацию о текущем финансовом положении, результатах деятельности, а также о движении денежных потоков компании.

Бухгалтерская отчётность является основным финансовым отчётом юридического лица перед государством.

Начиная с отчётности за 2019 года отчётность предоставляется в территориальные отделы ФНС, ранее компании предоставляли сведения в отделения Росстата (Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 444-ФЗ).

Цель – изучение полученных сведений на предмет расхождения с данными из ранее представленных деклараций, а также тщательный анализ баланса компании.

Такой анализ может послужить поводом для внеплановых проверок и будущего жёсткого контроля со стороны инспекторов, поскольку могут быть выявлены факты занижения налоговой базы или сокрытия имущества.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ отчётность должна быть:

  • достоверной
  • полной
  • существенной
  • полезной
  • последовательной
  • объективной

В зависимости от периодичности различают промежуточную и годовую отчётность. Главным отчётным периодом является календарный год, поскольку считается, что именно в этот промежуток времени в организации происходит максимальное количество разнообразных операций. Дополнительными отчётными периодами является месяц или квартал.

В соответствии с законом № 402-ФЗ и ПБУ 4/99 в состав бухгалтерской отчётности входит:

  • форма № 1 – бухгалтерский баланс
  • форма № 2 – отчёт о финансовых результатах
  • форма № 3 – отчёт об изменении капитала
  • форма № 4 – отчёт о движении денежных средств
  • форма № 5 – приложение к бухгалтерскому балансу, для отражения развёрнутых сведений о показателях в отчётах
  • форма № 6 – отчёт о целевом использовании (заполняется некоммерческими организациями)

Формы отчётности заполняются на основании данных бухгалтерского учёта.

Бухучёт должны осуществлять все субъекты предпринимательства, однако индивидуальные предприниматели в своей деятельности не ведут бухучёт, следовательно, у них нет оснований для заполнения вышеперечисленных форм. В обязанности ИП входит ведение налогового учёта и представление налоговой отчётности.

Одним из обязательных условий составления бухгалтерской отчётности является проведение инвентаризации, т.е. сверки фактического наличия имущества и материалов с данными бухгалтерского учёта.

Заполнение форм бухгалтерской отчётности предполагает соблюдение следующих правил:

  • отчётность заполняется исключительно на русском языке
  • валютой являются рубли, финансовые показатели заполняются в тыс. рублей
  • недопустимы помарки и исправления
  • баланс составляется нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, что раскрывается в Пояснениях к балансу
  • пустые графы в отчётности не допускаются, в случае отсутствия данных ставится прочерк
  • отрицательное значение заключается в скобки
  • формы подписываются директором или главным бухгалтером

Система Контур.Фокус предлагает свои пользователям возможность ознакомиться с показателями бухгалтерской отчётности интересующей компании, а также с финансовым анализом на основе этих данных.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы представляют собой режимы налогообложения, позволяющие налогоплательщикам сократить документооборот и объёмы предоставляемой отчётности, уплачивая при этом фактически один налог, а в некоторых случаях полностью освободиться от уплаты.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса РФ, им же регулируются, определяются, контролируются.

В момент регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя ему по умолчанию присваивается общий режим налогообложения (ОСНО), однако налогоплательщик при желании применять в учёте спецрежим вправе сообщить об этом в момент регистрации или направить соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Срок подачи заявления – до 31 декабря года.

Налогоплательщик вправе выбрать один из следующих специальных налоговых режимов:

  • ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог для сельхозтоваропроизводителей
  • УСН – упрощённая система налогообложения
  • ПСН – патентная система налогообложения
  • налог на профессиональный доход для самозанятых граждан, регистрация в качестве ИП необязательна

В таблице приведена сводная информация о налоговой ставке и объектах учёта по каждому специальному налоговому режиму:

Ставка налога Объект налогообложения Условия применения
ЕСХН
6% доходы, уменьшенные на величину расходов доходы от сельскохозяйственной деятельности в общем объёме выручки не менее 70%
УСН
6%

15%

«доходы»

«доходы минус расходы»

  • количество персонала менее 100 человек
  • доход за год менее 150 млн рублей
  • остаточная стоимость осн.средств меньше 150 млн рублей
ПСН
6% патент численность до 15 человек
Налог на профессиональный доход
4%

6%

доход от физлица

доход от юрлица/ИП

  • самостоятельное ведение деятельности, отсутствие работодателя
  • отсутствие наёмного персонала
  • нарастающий доход в течение года до 2,4 млн рублей

Использование определённого налогового режима влечёт за собой освобождение от уплаты таких налогов, как налог на имущество, НДС налог на прибыль для юрлиц или НДФЛ для физлиц.

Пользователь системы Контур.Фокус в карточке интересующей компании может заранее удостовериться, использует ли потенциальный контрагент в учёте специальный налоговый режим.

Среднесписочная численность

Среднесписочная численность – это статистический показатель, характеризующий среднюю численность работников за определённый период.

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ все юридические лица обязаны предоставлять в Территориальные отделения ФНС информацию о среднесписочной численности сотрудников не позднее 20 января года, следующего за отчётным. Индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от предоставления подобных сведений только в том случае, если в течение календарного года отсутствовал наёмный персонал.

Если среднесписочная численность составит более 100 человек, то налогоплательщики обязаны предоставлять установленную законом налоговую отчётность только в электронном виде.

В состав среднесписочной численности необходимо включать сотрудников, с которыми заключены трудовые договора. Учитывать необходимо как тех, кто фактически осуществляет свои трудовые обязанности, так и тех, кто по каким-то причинам отсутствует на рабочем месте. К таким ситуациям можно отнести:

  • командировка с сохранением заработной платы
  • отпуск по беременности и родам
  • отпуск трудовой, учебный или за свой счёт
  • вахтовый режим работы
  • выходной при плавающем графике работы
  • повышение квалификации с отрывом от исполнения трудовых обязанностей
  • практиканты, если на время практического обучения они были оформлены на трудовые места
  • простой по независящим от работника причинам
  • прогулы
  • нахождение под следствием
  • иностранцы

Полный перечень сотрудников, которых необходимо учитывать в составе среднесписочной численности, приведён в Приказе Росстата от 27 ноября 2019 года № 711.

В этом же приказе указаны сотрудники, которых включать в расчёт не нужно:

  • внешние совместители
  • выполняющие работы по договорам ГПХ
  • индивидуальные предприниматели и собственники компании, которые не получают заработную плату
  • адвокаты
  • военнослужащие
  • подавшие заявление на увольнение или переведённые в другую компанию
  • направленные за рубеж
  • привлечённые в качестве рабочей силы
  • члены кооператива без трудовых договоров

В случае если компания своевременно не предоставит в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности, то к ней могут быть одновременно применены следующие штрафные санкции:

  • 200 рублей – для компании или ИП
  • 300-500 рублей – для руководителя и главного бухгалтера

Пользователи системы Контур.Фокус могут ознакомиться с показателем среднесписочной численности в карточке интересующей компании, что может охарактеризовать масштабы её деятельности.

Уплаченные налоги, сборы, взносы

Налог – это обязательный платёж в бюджет государства, который вносится как физическими, так и юридическими лицами.

Налоговые платежи от прочих, уплачиваемых в бюджет, отличают следующие характеристики:

  • безвозмездность – после уплаты не ожидается взамен какой-либо услуги или действия со стороны государства
  • обязательность – у юридических или физических лет нет шансов избежать уплаты налога, если для этого имеются основания
  • принудительность – если юридическое или физическое лицо умышленно затягивает процесс уплаты налога, то сумма будет списана счетов без согласия владельца, при этом будут применены штрафные санкции
  • разделение по уровням бюджета – в зависимости от вида налога он может быть отнесён к федеральному, региональному или местному бюджету
  • исчисляемость – сумма платежа всегда устанавливается путём умножения налоговой ставки на налогооблагаемую базу

Сбор – это плата за определённые действия или оказание услуги, которая осуществляется государственным органом.

По своей сути сбор является платежом на добровольной основе, однако поскольку он уплачивается с целью получения какой-либо государственной услуги, без которой невозможно спокойно осуществлять предпринимательскую деятельность, то не всегда получается избежать его уплаты.

Сумма сбора фиксирована и зависит от типа оказываемой услуги.

Налогоплательщик уплачивает сбор с целью получить:

  • определённое право
  • лицензию на определённый вид деятельности
  • действие в правовом поле (например, регистрацию)

Страховые взносы – это обязательные платежи во внебюджетные фонды, величина которых рассчитывается с вознаграждений, выплачиваемых организацией физическим лицам, в рамках заключённых договоров.

При этом индивидуальные предприниматели в обязательном порядке должны уплачивать страховые взносы «за себя».

Внебюджетными фондами являются:

  • Пенсионный фонд РФ
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ
  • Фонд социального страхования РФ

В отличие от налоговых ставок, которых существует большое разнообразие в зависимости от типа налога, объекта налогообложения и статуса налогоплательщика, то в отношении страховых взносов ставки фиксированы для всех организаций.

Фонд Вид взносов Ставка
ПФР Взносы на пенсионное страхование 22%
ФФОМС Взносы на медицинское страхование 5,1%
ФСС Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9%
Взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний от 0,22% до 8,5%

Взносы «на травматизм» устанавливается персонально в отношении каждого страхователя с учётом уровня профессионального риска. Если страхователь не предоставит своевременно необходимый пакет документов, то ему будет установлен максимальный размер ставки в 8,5%.

Обязанность по контролю за своевременным исчислением и уплатой налогов, сборов, взносов возложена на ФНС.

Пользователи системы Контур.Фокус получают доступ к сводным показателям уплаченных налогов, сборов и страховых взносов по итогам прошедшего календарного года в отношении потенциального контрагента.

Участие в консолидированной группе налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) – это добровольное объединение, которое создаётся с целью расчёта налога на прибыль, исходя из сводного финансового результата группы. Такой принцип позволяет суммировать прибыли и убытки, что позволяет существенно снизить налоговую нагрузку каждого участника, при этом остальные налоги участники рассчитывают и уплачивают самостоятельно.

Внутри консолидированной группы выбирается ответственный участник, который отвечает за исчисление и перечисление налога, а также своевременное предоставление декларации в отделение ФНС. Он осуществляет сводный учёт налогооблагаемой базы на основании налоговых регистров, которые предоставляются участниками. Налоговая база КГН рассчитывается как разница между общими суммами дохода и расхода всех участников. Отрицательное значение свидетельствует о наличии убытка.

Каждым участником КГН за предшествующий год должны быть выполнены следующие условия:

  • величина чистых активов превышает сумму уставного капитала
  • выручка от реализации должна быть не менее 100 млрд рублей
  • сумма налогов и акцизов, перечисленных в бюджет, должна составлять не менее 10 млрд рублей
  • суммарное значение активов на 31 декабря не менее 300 млрд рублей

Компании, которые претендуют на участие в консолидированной группе налогоплательщиков, не должны находиться в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации.

Существуют ограничения для вступления в КГН. Так на статус участника не могут претендовать:

  • клиринговые организации
  • микрофинансовые предприятия
  • предприятия, применяющие в учёте специальные налоговые режимы
  • компании и учреждения, которые не являются плательщиками налога на прибыль
  • компании, которые являются плательщиками налога на игорный бизнес
  • участники экономических зон
  • кредитные потребкооперативы

Также нельзя быть участником сразу нескольких КГН.

Если в состав консолидированной группы налогоплательщиков планируется вступление нового участника, то соответствующее решение должно быть подписано всеми действующими участниками. После этого составляется дополнительное соглашение, которое предоставляется в территориальное отделение налоговой инспекции ответственного участника для дальнейшего прохождения процедуры регистрации. Дополнительное соглашение составляется при внесении любых изменений в исходный договор.

Если потенциальный контрагент является участником консолидированной группы налогоплательщиков, то пользователь системы Контур.Фокус сможет увидеть соответствующую информацию в карточке компании.

Суммы недоимки и задолженности

Недоимка – это сумма налогов и страховых взносов, которая не была своевременно перечислена в бюджет государства в установленном размере. Сумма недоимки не включает в себя величину штрафных санкций.

Задолженность — это сумма налога, сбора или взноса, подлежащая уплате в бюджет, до просрочки и превращения её в недоимку. Величина задолженности помимо суммы основного долга может включать в себя суммы исчисленных пеней и штрафов. Задолженность может быть как текущая, так и просроченная. Первая может возникнуть при использовании авансовых платежей, когда к отчётной дате остаётся одна неуплаченная часть от общей величины исчисленного налога. Вторая может являться результатом халатности или нарушения установленных сроков по уплате, которая приводит к начислениям пеней и штрафов.

Задолженность имеет более широкое понятие, чем недоимка. Основными отличиями являются:

  • недоимка – это всегда просроченная сумма долга, которая является конечной стадией задолженности
  • задолженность включает в себя величину штрафных санкций

Недоимка может возникнуть при следующих обстоятельствах:

  • человеческий фактор или умышленное занижение налоговой базы, при этом ошибка была выявлена в ходе камеральной или выездной проверке
  • ошибка возникла при заполнении платёжного поручения на уплату налога (неверно заполнены реквизиты) и была выявлена при осуществлении сверки расчётов с бюджетом
  • в платёжном поручении была указана сумма налога, отличная от указанной в декларации
  • платёж по налогу был совершён несвоевременно

Во всех перечисленных случаях к образовавшейся сумме долга дополнительно начисляются:

  • пени – рассчитываются за каждый день просрочки путём умножения суммы недоимки на определённый %
  • штрафы – это единовременная уплата за установленное нарушение

После того как налоговая инспекция установит факт недоимки, налогоплательщику будет направлено требование об уплате.

Если в установленный срок долг не будет погашен, то будет приниматься решение о взыскании. Подобное решение оформляется инспекцией в течение двух месяцев с момента окончания срока требования и направляется налогоплательщику в течение 6 дней с момента его принятия.

Налоговая инспекция может отозвать решение о взыскании в следующих случаях:

  • добровольное погашение недоимки
  • недоимки признана безнадёжной и списана в инспекции
  • налогоплательщик сдал уточнённую декларацию, в соответствии с которой сумма налога, подлежащая уплате, была снижена, и недоимка исчезла

Процесс взыскания начнётся с расчётного счёта компании. Инспекция направит в обслуживающий банк поручение на перечисление установленной суммы в бюджет. Исполнить поручение банк обязан не позднее следующего операционного дня. Если средств на счетах компании недостаточно, то налоговики могут взыскать сумму долга за счёт прочего имущества.

В подобных ситуациях налоговые инспекторы на основании ст. 76 и ст. 77 НК РФ могут приостановить операции по счетам компании и наложить арест на её имущество.

Система Контур.Фокус позволяет свои пользователям убедиться в отсутствии задолженностей и недоимок в отношении потенциального контрагента.

Налоговые правонарушения и меры наказания

Налоговым правонарушением признаётся несоблюдение норм налогового законодательства при наличии обязательств по уплате налогов.

К таким правонарушениям относятся:

  • нарушение порядка регистрации в налоговой инспекции
  • отказ в предоставлении деклараций и прочей документации, а также нарушение способа их передачи
  • халатность и небрежность при ведении учёта доходов и расходов в целях налогообложения
  • уклонение от уплаты налогов

В соответствии со ст. 108 НК в процессе привлечения к ответственности необходимо придерживаться следующих основных принципов:

  • установить факт правонарушения
  • порядок привлечения должен строго соответствовать действующим нормам законодательства
  • нельзя дважды привлечь к ответственности за одно и то же нарушение

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:

  • налоговая
  • административная
  • уголовная

Вид ответственности устанавливается исключительно в судебном порядке, при этом для юридических лиц и ИП предусмотрен мировой суд, а для физических лиц, не являющихся предпринимателями, – суд общей юрисдикции.

При установлении налоговой ответственности предусмотрены следующие размеры санкций:

Содержание нарушения Величина санкций, рублей
Нарушение процедуры регистрации до 10 000
Отсутствие регистрации при ведении бизнеса 10% от суммы дохода,

но не меньше 40 000

Нарушение способа передачи декларации 200
Нарушение правил ведения учёта от 10 000 до 30 000
Ошибки в учёте, которые привели к занижению налоговой базы 20% от суммы недоимки,

но не менее 40 000

Неуплата налога от 20% до 40% от суммы налога

Полный перечень возможных правонарушений, а также величина применяемых санкций приведены в ст. 116 и ст. 119 НК РФ.

К административной ответственности привлекаются только должностные лица компании, которые в ходе исполнения своих обязательств совершили правонарушение. Полный перечень административных правонарушений и размеры штрафных санкций приведены в ст. 15 КоАП РФ. Наиболее распространены следующие правонарушения:

Содержание нарушения Величина санкций, рублей
Нарушение сроков предоставления отчётности от 300 до 500
Ненадлежащее ведение бухгалтерского учёта от 5 000 до 10 000

К уголовной ответственности может быть привлечён только гражданин, совершивший налоговое правонарушение. Порядок регламентируется ст. 198 и ст. 199 УК РФ.

С целью установления уровня ответственности необходимо установить размер причинённого ущерба: крупный или особо крупный.

Если размер ущерба будет определён как «крупный», то к виновному лицу может быть применена одна из следующих мер:

  • штраф от 100 до 300 тыс. рублей
  • принудительные работы продолжительностью до 12 месяцев
  • лишение свободы на срок до одного года

Если ущерб будет установлен в особо крупном размере, то предусмотрены следующие санкции:

  • штраф в пределах 200 – 500 тыс. рублей.
  • принудительные работы продолжительностью до 3 лет
  • лишение свободы на срок до 3 лет

В соответствии со ст. 112 НК РФ к виновному лицу могут быть применены смягчающие обстоятельства, которые способны более чем вдвое снизить размер санкций. Таковыми могут быть:

  • сложное семейное положение
  • исключительные личные обстоятельства
  • угрожающие внешние факторы
  • факт принуждения, зависимость от третьих лиц

Помимо смягчающих ст. 112 НК РФ предусмотрены и отягчающие обстоятельства, которые могут в разы увеличить величину санкций. Таким обстоятельством может стать повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение.

Пользователи системы Контур.Фокус в карточке интересующей компании могут увидеть информацию о совершённых налоговых правонарушениях.

Сведения о приостановлении операций по счетам

Приостановление операций по счетам крайне негативная налоговая санкция, ограничивающая нормальное осуществление деятельности компании. Актуальную информацию о компаниях, по которым принято подобное решение, можно получить через специальный сервис на сайте ФНС.

После поступления в кредитное учреждение распоряжения о приостановке операций, банк не вправе открывать другие счета для указанной компании и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Основанием для вынесения соответствующего решения могут послужить следующие обстоятельства:

  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа
  • более чем на 10 дней просрочен крайний срок представления налоговой декларации
  • непредставление квитанции о получении требований или вызова в инспекцию

Решение о приостановлении операций принимается с целью обеспечения исполнения требований по уплате налога, сбора или пени. Подобное решение не может быть принято до истечения срока добровольного погашения предъявленных требований.

Также не допускается приостановка операций по счетам в следующих ситуациях:

  • нарушены правила заполнения декларации
  • выявлена неполнота представленных сведений
  • непредставление прочей налоговой отчётности (например, расчётов по авансовым платежам)

Если налоговый орган всё же примет решение о приостановке операций, то в банк направляется оригинал документа, а налогоплательщику предоставляется копия.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, поступление средств не блокируется.

Банк может осуществлять платежи с расчётного счёта организации по поручениям налогового органа в очерёдности, установленной гражданским законодательством: уплата налогов, выплата заработной платы и прочие платежи первой и второй очереди.

Чтобы снять ограничения по движению денежных средств с расчётного счёта, необходимо как можно скорее исполнить причину, которая послужила основанием для решения о приостановке операция по счёту: уплатить налоги, представить декларацию и другое.

Решение об отмене приостановления направляется налоговой инспекцией в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днём его принятия.

Если компания проявит должную осмотрительность и заранее убедиться в отсутствии у потенциального контрагента ограничений по расчётным счетам, то это поможет избежать проблем с поступлением оплаты согласно договору и внимания со стороны налоговых органов.

Система Контур.Фокус предоставляет своим пользователям возможность оперативно получить информацию о наличии заблокированных счетов в отношении интересующей компании.

Реестр юрлиц с задолженностью по налогам > 1 т.р.

Задолженность по налогам в сумме более 1 тыс. рублей может привести к исключению юридического лица из ЕГРЮЛ и прочим санкциям со стороны налоговой инспекции. Контроль за наличием задолженности, а также процессом её взыскания входит в компетенцию органов ФНС.

Задолженность может возникнуть не только у злостного неплательщика, существуют различные причины, которые могут привести к образованию долга перед бюджетом:

  • недоплатили налог после представления уточнённой декларации
  • при уплате налога на расчётном счёте налогоплательщика отсутствовала необходимая сумма
  • техническая ошибка при формировании платёжного поручения
  • неверны заполнены реквизиты платёжного поручения, которые не позволяют верно идентифицировать платёж

В соответствии со ст. 75 НК РФ несвоевременная уплата налогов приводит к начислению пеней. Подобная ситуация также может послужить основанием для инициирования процедуры взыскания или принуждения к оплате.

Налоговая инспекция наделена такими полномочиями как:

  • принудительное списание денежных средств с расчётного счёта налогоплательщика (ст. 46 НК РФ)
  • блокировка расчётных счётов компании или ИП ст. 76 НК РФ)
  • наложение ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ)
  • взыскание за счёт имущества (ст. 47 и 48 НК РФ)

Также налоговая инспекция вправе обратиться с исковым заявлением в суд для проведения разбирательства с последующим привлечением к процедуре взыскания службы судебных приставов. Тогда при сумме задолженности свыше 1 тыс. рублей налогоплательщик включается в реестр должников.

Проверить включена ли интересующая компания в Реестр, можно через специальный сервис на сайте ФНС, портал Госуслуги.ру. На сайте ФССП информация о компании будет отражена в случае наличия исполнительных производств.

У налоговой инспекции отсутствует обязанность оповещать налогоплательщика об образовании задолженности. Однако, если от юридического лица поступит официальный запрос, то инспекторы не могут отказать в представлении сведений.

В качестве ответа на запрос ФНС может предоставить одну из справок:

  • о состоянии расчётов, утверждённую Приказом ФНС от 28 декабря 2016 года № ММВ-7-17/722
  • об исполнении обязанности по платежам, утверждённую Приказом ФНС от 20 января 2017 года № ММВ-7-8/20

Неисполнение обязанности по уплате налоговых платежей в бюджет может привести к серьёзным финансовым последствиям для компании, поэтому вопрос о периодической проверке наличия задолженности по налогам всегда является актуальным.

Пользователям системы Контур.Фокус доступна информация о наличии налоговой задолженности свыше 1 тыс. рублей в отношении интересующей компании.

Реестр юрлиц не представляющих отчётность более года

Своевременное представление налоговой отчётности является важнейшей обязанностью налогоплательщика перед государством, поэтому неисполнение своих обязательств может обернуться для компании серьёзными санкциями со стороны ФНС.

За непредставление отчётности для юридических лиц предусмотрены штрафные санкции, которые варьируются в зависимости от вида декларации и срока просрочки.

Стоит помнить, что за непредставление отчётности компания может быть и вовсе исключена из ЕГРЮЛ, то есть она потеряет право на осуществление предпринимательской деятельности на территории РФ.

Если налоговые органы выявят в отношении налогоплательщика одновременное выполнение следующих двух условий, то он будет считаться фактически прекратившим свою деятельность:

  • непредставление в налоговый орган налоговой отчётности в течение последних 12 месяцев
  • отсутствие операций по банковскому счёту в течение 12 месяцев

Информация о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ должна быть опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации», а также размещена на сайте ФНС в течение трёх дней с момента принятия соответствующего решения.

Далее установлен трёхмесячный срок, который предназначен для обращения в налоговую инспекцию самого юридического лица, его кредиторов или иных заинтересованных лиц.

Если никаких заявлений и обращений ни от кого не поступит, то по истечении 15 дней со дня окончания трёхмесячного срока с момента опубликования Решения налоговый орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ. Исключение из государственного реестра будет осуществляться по решению инспекции без участия самой организации.

Исключение из ЕГРЮЛ признаётся ликвидацией организации.

Налоговая инспекция не имеет права ликвидировать компанию при выполнении только одного из вышеперечисленных условий. При этом ликвидация является правом, но не обязанность налоговых органов.

Пользователи системы Контур.Фокус могут увидеть, имеется ли в отношении интересующей компании запись ётности-в-течение-года” target=”_blank” rel=”noopener noreferrer”>о непредставлении налоговой отчётности в течение 12 месяцев.

О Федеральной налоговой службе

Общие положения, полномочия и порядок организации деятельности закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506.

ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти и зарубежных представительств.

В функции ведомства входит осуществление контроля по следующим направлениям:

  • за соблюдением требований налогового законодательства
  • за правильностью исчисления, а также надлежащим и своевременным поступлением налоговых и прочих обязательных платежей в бюджет РФ
  • за оборотом табачной, алкогольной и спиртосодержащей продукцией
  • применением и учётом ККТ при осуществлении расчётов юридических лиц и ИП
  • по валютным операциям (в рамках обязательств, закреплённых за ФНС)

Также ФНС в обязанности входит:

  • осуществление внеплановых проверок на основании жалоб, касающихся нарушений трудового законодательства (в рамках обязательств, закреплённых за ФНС)
  • регистрацию граждан в качестве ИП, КФХ и самозанятых
  • регистрацию юридических лиц в качестве ООО, ОАО, ПАО и прочее
  • внесение записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
  • производить аккредитацию филиалов, представительств зарубежных компаний за исключением кредитных организаций
  • соблюдение требований об уплате обязательных платежей в бюджет в делах о банкротстве

Главным нормативным документом, содержащем в себе основные нормы и принципы налогового законодательства, является Налоговый кодекс РФ. Также нормативной базой при осуществлении деятельности являются: Конституция РФ, федеральные законы, постановления и акты Президента, Правительства, Минфина РФ.

Федеральная налоговая служба, в том числе её территориальные органы могут сотрудничать с органами исполнительной власти, местного самоуправления, а также внебюджетными фондами, для достижений оптимальных результатов за кратчайший период времени.

ФНС должно соблюдать налоговую тайну в отношении определённой информации, которую инспекторы получают в ходе исполнения своих должностных обязанностей. Такая информация запрещена для разглашения.

Налогоплательщик может самостоятельно установить в отношении какой информации следует придерживаться налоговой тайны.

К налоговой тайне нельзя отнести такие сведения, как:

  • наименование, ИНН и реквизиты компании
  • применяемый налоговый режим
  • информация об уплаченных налогах, взносах и сборах
  • среднесписочная численность персонала

Полный перечень содержится в ст. 102 НК РФ.

Запрос на получение закрытой информации могут направить органы Росстата, МВД, суды, а также контрагенты налогоплательщика (для проверки надёжности контрагента и соблюдения должной исполнительности).

За раскрытие налоговой тайны предусмотрена административная, материальная или даже уголовная ответственность.