О проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента
В связи с письмом по вопросу проявления должной осмотрительности при выборе контрагента Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться утвержденные Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
В соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, в частности:
– отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (можно узнать на официальном сайте ФНС России);
– контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации;
– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.
Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента в том числе может следовать из факта отсутствия его по адресу, указанному при его государственной регистрации, подтвержденного Почтой России.
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, – как сомнительных.
Таким образом, налогоплательщику при выборе контрагентов следует учитывать совокупность признаков, указанных в пункте 12 вышеназванных критериев.
Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
О. Ф. Цибизова