Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает защиту конкуренции или противостоит формированию монополий на рынке. Ведомство утверждено в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года № 314.
Из ФАС Контур.Фокус получает следующие данные:
- реестр недобросовестных поставщиков
- реестр субъектов естественных монополий
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой список неблагонадёжных участников закупок. Обязанность по ведению РНП возложена на Федеральную антимонопольную службу.
Целью является пресечение сотрудничества с контрагентами, чья деловая репутация не отвечает требованиям благонадёжности, к тому же неэффективная деятельность способна сорвать планы госструктур, а также предприятий, в деятельности которых участвует государство.
Наличие записи в РНП лишает компанию права на участие в закупочных процедурах.
Порядок ведения реестра регламентируется следующими законодательными документами:
- Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615
Условия для внесения записей в РНП следующие:
- оттягиванием исполнителем момента заключения контракта
- контракт был расторгнут по решению суда
- односторонний обусловленный отказ заказчика в связи с выявлением нарушений со стороны исполнителя (только по 44-ФЗ)
Если договор расторгли по соглашению сторон, то данный факт не может являться причиной для включения компании в Реестр.
Внесение записей в РНП осуществляется на основании заявления от заказчика, в котором приведены все обстоятельства неудачного взаимодействия с контрагентом. Уполномоченный орган в течение 10 дней рассматривает заявление и изучает все представленные документы, после чего выносится решение о включении в РНП или отказе.
При внесении записи в РНП указывается следующая информация:
- полное наименование компании с указанием ИНН
- учредители с указанием ИНН
- сроки проведения процедур, в ходе которых было выявлено нарушение
- предмет, стоимость и срок исполнения договорных обязательств
- причины внесения записи, дата расторжения договора (при наличии судебного решения или одностороннего отказа заказчика от сделки)
- дата публикации на сайте
Запись о недобросовестных поставщиках заносится в Реестр сроком на два года, по истечении которого компания будет автоматически из него исключена.
В системе Контур.Фокус пользователю доступна информация о наличии в отношении интересующей компании записи в Реестре недобросовестных поставщиков.
Реестр субъектов естественных монополий
Реестр естественных монополий представляет собой список компаний, которые ведут деятельность в отсутствии конкуренции в определённой сфере экономики.
Главной целью является определение цен и тарифов на услуги естественных монополий и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.
На законодательном уровне естественные монополии разрешены в следующих отраслях:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов
- перевозка ж/д транспортом
- обеспечение электричеством
- использование инфраструктуры водных путей внутри страны
- захоронение отходов радиоактивного происхождения
- организация услуг по водоснабжению и водоотведению
- ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути
Монополисты характеризуются:
- отсутствием конкурентов в конкретном сегменте рынка
- возможностью диктовать ценовую политику
- способностью создавать искусственные барьеры экономического или юридического характера при попытках других компаний составить конкуренцию в отдельном сегменте рынка
Реестр естественных монополий формируется на основании информации, которая поступает от федеральных органов исполнительной власти, а также заявлений, от организаций. У ФАС есть 6 месяцев на рассмотрение представленных документов. В случае если представленный пакет документов, не отвечает установленным требованиям или содержит неполный объём сведений, то специалисты вернут заявление в течение 10 дней.
Отсутствие компании в реестре ФАС не означает, что у неё отсутствует статус естественной монополии. Он может присутствовать на основании положений ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147.
Естественные монополии при должном контроле со стороны государства способны мобилизовать значительные ресурсы в конкретной сфере деятельности и эффективно их реализовать в интересах обществ.
В системе Контур.Фокус пользователь может подключить публичные списки, где доступна информация о наличии контрагента в Реестре субъектов естественных монополий.
О Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
Главная функция ФАС – это осуществление контроля за действиями участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.
Деятельность ФАС регламентируется Положением № 331, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года.
В ходе исполнения своей функции ФАС следит за соблюдением таких Федеральных законов как:
- «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ
- «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ
- «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ
Ведомство осуществляет тарифное регулирование в сфере железнодорожных перевозок, в энергетической, газовой и прочих отраслях экономики. В компетенцию входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между региональными властями, организациями и конечными потребителями.
В случае поступления жалобы о некорректности проведения процедуры закупок, действия антимонопольной службы следующие:
- составить протокол об административном нарушении
- предотвратить совершение преступления (если имеется такая возможность)
- направить предписание о предотвращении правонарушения
- вынести решение об отмене процедуры
- обратиться в суд с исковым заявлением о признании совершённой закупки недействительной
Все обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а результаты их рассмотрения в базе ФАС.
Деятельность антимонопольного ведомства заключаются в обеспечении:
- контроля за действиями всех участников госзакупки на предмет исполнения требований процедуры, условий и обусловленности совершаемой сделки
- надзора за ценообразованием
- согласования при закрытом способе определения исполнителя, а также возможности заключения контракта с единственным поставщиком
- выдаче предписаний, обязательных к исполнению всеми участниками сделки
- ведения реестра недобросовестных поставщиков