8 800 101 41 26

ФАС – Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает защиту конкуренции или противостоит формированию монополий на рынке. Ведомство утверждено в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года № 314.

Из ФАС Контур.Фокус получает следующие данные:

  • реестр недобросовестных поставщиков
  • реестр субъектов естественных монополий

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой список неблагонадёжных участников закупок. Обязанность по ведению РНП возложена на Федеральную антимонопольную службу.

Целью является пресечение сотрудничества с контрагентами, чья деловая репутация не отвечает требованиям благонадёжности, к тому же неэффективная деятельность способна сорвать планы госструктур, а также предприятий, в деятельности которых участвует государство.

Наличие записи в РНП лишает компанию права на участие в закупочных процедурах.

Порядок ведения реестра регламентируется следующими законодательными документами:

Условия для внесения записей в РНП следующие:

  • оттягиванием исполнителем момента заключения контракта
  • контракт был расторгнут по решению суда
  • односторонний обусловленный отказ заказчика в связи с выявлением нарушений со стороны исполнителя (только по 44-ФЗ)

Если договор расторгли по соглашению сторон, то данный факт не может являться причиной для включения компании в Реестр.

Внесение записей в РНП осуществляется на основании заявления от заказчика, в котором приведены все обстоятельства неудачного взаимодействия с контрагентом. Уполномоченный орган в течение 10 дней рассматривает заявление и изучает все представленные документы, после чего выносится решение о включении в РНП или отказе.

При внесении записи в РНП указывается следующая информация:

  • полное наименование компании с указанием ИНН
  • учредители с указанием ИНН
  • сроки проведения процедур, в ходе которых было выявлено нарушение
  • предмет, стоимость и срок исполнения договорных обязательств
  • причины внесения записи, дата расторжения договора (при наличии судебного решения или одностороннего отказа заказчика от сделки)
  • дата публикации на сайте

Запись о недобросовестных поставщиках заносится в Реестр сроком на два года, по истечении которого компания будет автоматически из него исключена.

В системе Контур.Фокус пользователю доступна информация о наличии в отношении интересующей компании записи в Реестре недобросовестных поставщиков.

Реестр субъектов естественных монополий

Реестр естественных монополий представляет собой список компаний, которые ведут деятельность в отсутствии конкуренции в определённой сфере экономики.

Главной целью является определение цен и тарифов на услуги естественных монополий и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.

На законодательном уровне естественные монополии разрешены в следующих отраслях:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов
  • перевозка ж/д транспортом
  • обеспечение электричеством
  • использование инфраструктуры водных путей внутри страны
  • захоронение отходов радиоактивного происхождения
  • организация услуг по водоснабжению и водоотведению
  • ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути

Монополисты характеризуются:

  • отсутствием конкурентов в конкретном сегменте рынка
  • возможностью диктовать ценовую политику
  • способностью создавать искусственные барьеры экономического или юридического характера при попытках других компаний составить конкуренцию в отдельном сегменте рынка

Реестр естественных монополий формируется на основании информации, которая поступает от федеральных органов исполнительной власти, а также заявлений, от организаций. У ФАС есть 6 месяцев на рассмотрение представленных документов. В случае если представленный пакет документов, не отвечает установленным требованиям или содержит неполный объём сведений, то специалисты вернут заявление в течение 10 дней.

Отсутствие компании в реестре ФАС не означает, что у неё отсутствует статус естественной монополии. Он может присутствовать на основании положений ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147.

Естественные монополии при должном контроле со стороны государства способны мобилизовать значительные ресурсы в конкретной сфере деятельности и эффективно их реализовать в интересах обществ.

В системе Контур.Фокус пользователь может подключить публичные списки, где доступна информация о наличии контрагента в Реестре субъектов естественных монополий.

О Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)

Главная функция ФАС – это осуществление контроля за действиями участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

Деятельность ФАС регламентируется Положением № 331, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года.

В ходе исполнения своей функции ФАС следит за соблюдением таких Федеральных законов как:

Ведомство осуществляет тарифное регулирование в сфере железнодорожных перевозок, в энергетической, газовой и прочих отраслях экономики. В компетенцию входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между региональными властями, организациями и конечными потребителями.

В случае поступления жалобы о некорректности проведения процедуры закупок, действия антимонопольной службы следующие:

  • составить протокол об административном нарушении
  • предотвратить совершение преступления (если имеется такая возможность)
  • направить предписание о предотвращении правонарушения
  • вынести решение об отмене процедуры
  • обратиться в суд с исковым заявлением о признании совершённой закупки недействительной

Все обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а результаты их рассмотрения в базе ФАС.

Деятельность антимонопольного ведомства заключаются в обеспечении:

  • контроля за действиями всех участников госзакупки на предмет исполнения требований процедуры, условий и обусловленности совершаемой сделки
  • надзора за ценообразованием
  • согласования при закрытом способе определения исполнителя, а также возможности заключения контракта с единственным поставщиком
  • выдаче предписаний, обязательных к исполнению всеми участниками сделки
  • ведения реестра недобросовестных поставщиков