8 800 551 36 30

Выездные налоговые проверки проводятся для того, чтобы проверить правильность расчёта и подтвердить перечисление всех необходимых налогов в бюджет. Есть несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет защитить свою компанию от нежелательного посещения налоговых органов.

Особенности построения доказательной базы

В ходе камеральных проверок по НДС налоговики обращаются к программе АСК НДС, которая сопоставляет сведения по конкретной операции. Если выявлено расхождение, то в автоматическом режиме создаётся требование по разрыву. Оно выявляет факт превышения налогового вычета покупателем или принижения суммы подлежащей оплате налога продавцом. В таком порядке организован налоговый мониторинг по всей выстроенной цепочке партнёров. Программа АСК НДС выводит минимальный, средний и максимальный налоговый риск, каждый из которых отличается определённым цветом.

После получения данных о компании из программы АСК НДС налоговики обращаются к сервису Контур.Фокус или к другому сервису по проверке юридических лиц, где изучают сведения о том или ином налогоплательщике.

Привлечь внимание налоговых органов могут и те юридические лица, которые не проверили контрагента должным образом – не проявили должную осмотрительность.

Порядок лишения права на вычет по НДС

Основной риск при налоговой проверке — это лишение права на вычет по НДС. Но, чтобы оценить этот риск, надо понять, что такое НДС.

Допустим, ООО «А» производит товар, который стоит 100 руб. Когда компания его продаёт, то к этой сумме добавляется 20 руб. НДС. Стоимость товара в итоге составляет 120 руб. Именно за эту сумму у неё покупает товар следующее юрлицо — ООО «В». В свою очередь «В» продаёт этот товар физлицу, например, за 200 руб. И к этой сумме добавляется НДС в размере 40 руб. Таким образом, физлицо покупает товар уже за 240 руб.

«В» должен заплатить в бюджет налог (НДС) — 40 руб. Но этот товар изначально приобретался им за 120 руб., из которых 20 руб. НДС уже было уплачено «А». Если «В» заплатит 40 руб. и «А» 20 руб., то ФНС в итоге получит 60 руб., а должна — 40 руб.

Поэтому, когда в конце отчётного периода «В» подаёт в налоговую декларацию, то он указывает в ней, что должен уплатить не 40 руб., а 20 руб. НДС. Остальные 20 руб. он заявит на вычет.

Если ФНС лишила компанию права на вычет по НДС, то юридическое лицо не может поставить на вычет определённую сумму, которая была получена в ходе сделки с поставщиком. Это затрагивает все сделки.

Лишение права поставить сделку в расход

Если ФНС устанавливает недействительность сделки с поставщиком на 1 млн рублей, то она заявляет об отсутствии права поставить её в расход.

Так, если доход юридического лица составил 10 млн рублей, затраты – 1 млн рублей, то при отсутствии права поставить сделку на 1 млн рублей в расход сумма налога увеличится на 200 тысяч рублей. На сумму будут наложены пени, штрафные санкции, которые платятся с суммы налога, подлежащей доплате (НДС и налог на прибыль).

В соответствии со ст. 122 НК РФ, если ФНС докажет умысел, то размер штрафа – 40% от неоплаченного налога. Если действие будет причислено к неуплате или недостаточной уплате налога, то размер штрафа – 20%.

На сумму невыплаченного налога идёт начисление пеней за каждый новый день невыплаты со срока оплаты налога. Поскольку компания своевременно не начислила эти средства в бюджет, то на них будут начисляться пени за каждый новый день просрочки.

Основания для привлечения к уголовной ответственности

В ситуации, если сотрудники ФНС докажут намеренное оформление не соответствующей закону сделки, то юридическое лицо рискует столкнуться с уголовной ответственностью по ст. 199 или 159 УК РФ.

Как избежать выездных налоговых проверок

1. Подробное изучение сведений о контрагентах

Необходимо изучить основные указанные выше индикаторы, проводя их комплексный анализ. Компания нуждается в получении большого количества систематизированной информации – без систематизации с данными будет трудно работать.

Удобное, простое пользование сервисов по проверке контрагентов особенно актуально для малых и средних предпринимателей, имеющих ограниченные ресурсы на решение подобных задач.

2. Регламент проведения проверки

Перед анализом деятельности партнёров необходимо предварительно разработать правила проведения проверки. Определение осуществляется по регламенту – документу, содержащему подробные сведения о проверке. Регламент позволит организовать проведение проверки, назначить уполномоченных лиц, предотвратить риски сотрудничества с контрагентами, исключить случайные ошибки. Если есть регламент, то компания с лёгкостью докажет перед сотрудниками ФСН отсутствие вины.

Регламент должен содержать информацию о том, от какой суммы сделки компания инициирует проверку контрагента, кого она проверяет (поставщиков, заказчиков или всех категорий контрагентов), какие сведения подлежат анализу.

Также необходимо назначить уполномоченное лицо, ответственное за проведение проверки.

Если регламент не был разработан, то отвечает за оформление сделок и проверку партнёров директор. Если сотрудники ФНС посетят компанию с проверкой, то именно к директору будут обращены все вопросы.

3. Отчет о проверке контрагентов

После проведения проверки деятельности партнёра составляется отчёт, который необходимо хранить в бумажном документе и в электронном виде.

С помощью сервиса Контур.Фокус можно всю нужную информацию о контрагенте выгрузить в файл.

Для соблюдения положений ст. 54.1 НК РФ следует должным образом оформить проверку второй стороны сделки – в противном случае ФНС начнёт доказывать наличие умысла.

Наличие регламента способствует систематизации проверочных мероприятий. Если его организует бухгалтер, то в соответствии с регламентом он будет направлять директору отчёт. Компания сможет продемонстрировать ФНС, по каким причинам она решила сотрудничать с тем или иным лицом.

Конечно, отчётность не гарантирует полное отсутствие риска визита налоговых органов. Однако если компания не уделила должное внимание проверке второй стороны сделки и к ней заявились налоговые органы, то имеющиеся доказательства докажут неумышленность действий, что предотвратит наложение штрафных санкций.

На тщательность проверки контрагента влияет сумма оформленной сделки. Чем выше сумма и уровень рисков, тем более исчерпывающей будет проверка. А если приобретаются товары на 5-10 тысяч рублей, то достаточно получения уставной документации и быстрого отчёта из специализированной программы.