8 800 551 36 30

Обслуживающие бухгалтерии включены в список, подверженный действию закона 115-ФЗ на протяжении довольно длительного времени. Но практическое исполнение требований сферы ПОД/ФТ еще вызывает множество сомнений и вопросов.

Какие же изменения произошли в данном направлении в текущем году, в каких НПА указаны требования к организациям и лицам, оказывающим бухгалтерские услуги? Разберёмся в данном материале.

115-ФЗ и обслуживающие бухгалтерии

Организации, оказывающие бухгалтерские услуги, считаются субъектами закона 115-ФЗ. Факт попадания обслуживающих бухгалтерий под субъектность данного закона регламентирован в ст. 7.1 данного закона. Там есть формулировка, указывающая на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере бухгалтерского учёта. В той же статье указаны конкретные ситуации, в которых эти лица обязаны выполнять требования закона. Но данный перечень не окончательный. Закономерно возникает вопрос: если организация не выполняет данных операций, попадает ли она под действие закона?

Росфинмониторинг ответил на этот вопрос в Приказе № 366 от 21.11.18, где утвердил обязанность организаций и лиц, осуществляющих оказание бухгалтерских услуг, индентифицировать клиентов и участвовать в определении бенефициарных владельцев компаний. Подготовлено Информационное письмо № 54 от 19.07.18, в котором формулировка “обеспечение деятельности” раскрыта в полном объёме.

Бухгалтерское обеспечение деятельности – это услуги по постановке, организации и ведению бухгалтерского учёта, включающие в себя введение первичной документации, выдачу документов, составление и сдачу отчётности, обработку регистров бухгалтерского учёта и т.д.

Данное разъяснение не оставляет вариантов: любая организация, занимающаяся услугами в области бухгалтерского обслуживания, должна выполнять нормы, прописанные в данном законе. Так как раньше не было государственной структуры, которая осуществляла бы контроль деятельности бухгалтерских компаний, то эту роль взял на себя Росфинмониторинг. Были опубликованы рекомендации по соблюдению требований ФЗ-115, среди них следующие:

  • обязательная разработка правил внутреннего контроля (ПВК)
  • необходимость проверки контрагента перед заключением договора, оценки уровня риска сделки
  • хранение документации, связанной с проведённой проверкой
  • анализ операций клиента и, в случае возникновения сомнений, отправка информации в Росфинмониторинг

Что поменялось для обслуживающих бухгалтерий в 2021 году в данной сфере?

Ещё в 2020 году Российское Правительство представило разработанный проект документа, в котором чётко регламентированы требуемые нормы к бухгалтерским организациям, нотариусам, адвокатам по представлению ими данных в систему Росфинмониторинга.

Что такое ПВК?

Еще один разработанный документ структуры направлен на регламентирование правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ для перечисленных субъектов. Этот документ разрабатывается, утверждается и хранится на бумажном носителе.

О чём нужно информировать надзорное ведомство?

Бухгалтерии должны отправлять данные по 2 формам:

  • об операциях, перечисленных в п.2, 2.1, 7.1 115-ФЗ, т.е. о сомнительных операциях, позволяющих подозревать клиента в ПОД/ФТ
  • о мерах, которые приняты субъектом закона 115-ФЗ для заморозки денежных потоков (блокировки счёта) или имущества лиц, подозреваемых в связи с экстремистами или террористическими организациями

Какими санкциями чревато невыполнение 115-ФЗ?

Министерство Юстиции РФ еще летом 2020 года представило на обсуждение проект Кодекса об административных правонарушениях. В этом документе в статье 30.3 описаны степени ответственности и наказание за нарушение закона 115-ФЗ.

Невыполнение требований данного закона в сфере ПОД/ФТ наказывается штрафом в размере от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. При этом предусмотрена и такая мера, как предупреждение. Наказать могут аудиторские компании, адвокатов, нотариусов, организации, занимающиеся юридическими и бухгалтерскими услугами.

Пока данный Кодекс находится на обсуждении, и публичные слушания состоятся летом 2021 года, принятие документа ожидается позже, не ранее осени того же года. Соблюдение всех требований накладывает дополнительный объём работы для субъектов закона. Профессиональный сервис Контур.Призма значительно облегчает и сокращает этот объём.