8 800 101 41 26

Опрос представителей российского бизнеса, проведенный в октябре 2022 года аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, показал, что десятая часть предпринимателей не справляется с возникшими трудностями при ведении бизнеса в условиях действия наложенных экономических ограничений и чуть больше 50% – сумели адаптироваться или находятся в процессе приспособления к сложившимся условиям. Причём, проблемы, возникшие в самом начале кризиса, лишь продолжают набирать обороты.

Падение потребительского спроса

Из результатов проведенного опроса предпринимателей известно, что 64% бизнесменов считают падение спроса своей главной проблемой. По данным Центрального банка России, октябрь 2022 года отличился ускоренным снижением индекса потребительских настроений за счёт ожиданий изменений в экономической ситуации в 2023 году. По данным Росстата, уровень средней заработной платы до вычета налогов за третий квартал 2022 года сократился на 2.4% относительно аналогичного показателя предыдущего года. Иными словами, потенциальные покупатели сокращают расходы из-за потери части доходов.

Данную ситуацию наглядно показывает индикатор бизнес-климата в России, который, по данным ЦБ РФ, в сентябре 2022 года впервые упал c февраля.

Индикатор бизнес-климата

Индикатор бизнес-климата. Источник: Банк России

Несмотря на осуществляемую государственную поддержку в области экономики: контроль ключевой ставки, снижение с 20% порогового значения до 7,5% за рекордные 6 месяцев, индексация пенсионных и социальных выплат, МРОТ и прожиточного минимума, – покупательское настроение населения снижается, а нежелание расставаться со своими денежными средствами только укрепляется. И, следовательно, отечественному предпринимательству не стоит рассчитывать на улучшение покупательского спроса и после новогодних праздников.

Изменение логистических цепочек

Ввиду того, что осуществлением доставки для российских заказчиков прекратили заниматься почти все ведущие представители морской транслогистики, а именно: самые популярные датская Maersk, французская CMA CGM и швейцарско-итальянская MSC, а также немецкая Hapag-Lloyd, японская ONE и тайваньская Yang Ming – Россия фактически была отрезана от ключевых логистических маршрутов на неопределённое время. Помимо компаний, занимающихся морскими грузоперевозками, крупнейшие морские порты закрыли свои воды для контейнеровозов с товарами, отправляющимися в Россию или поступающими из неё. К таким портам относятся крупнейшие из европейских Роттердам и Антверпен. Таможенные органы США, Нидерландов и Бельгии приняли решение не пропускать российский груз. А те, кто рискнет работать с таким грузом, может попасть под серьёзные экономические ограничения, поэтому многие страны, в том числе КНР, предпочитают осторожничать.

Эксперты в сфере логистики заключают, что в настоящее время ни один товар из США или ЕС не сможет поступить без фактического перегруза через третьи страны. В большинстве случаев посредником в таких поставках выступают Турция, Вьетнам, Гонконг, Южная Корея. Обходные пути ведут к удорожанию доставки в 2-3 раза, что, в свою очередь, приводит к разрыву логистических цепочек, с чем уже столкнулись 26,5% предпринимателей в России. Одновременно с этим, существует проблема восстановления этих цепочек, которое зависит также от самих производителей, кто отгружает товары в адрес российского бизнесмена.

Параллельный импорт

Список подсанкционных товаров, запрещённых к экспорту в Россию, расширяется ежедневно, что приводит не только к возникновению логистических барьеров, но и к снижению мотивации по преодолению этих барьеров, и работы с российскими покупателями в принципе. Многие поставщики опасаются попасть под действие санкций и обрывают партнёрские отношения в одностороннем порядке.

В самом начале действия ограничительных мер в отношении России государство приняло единственно верное решение – легализацию параллельного импорта, то есть ввоз санкционных товаров зарубежного производства без уведомления или разрешения правообладателя. По данным Федеральной таможенной службы, за 10 месяцев 2022 года системой параллельного импорта было ввезено 1,6 тонн грузов на сумму 12,6 млрд. долларов. По итогам года ожидается – свыше 15 млрд долларов. По оценкам бизнес-аналитиков INFOLine, объёмы поставки не являются значительными на фоне общего падения объёмов импорта на 40-60%.

Однако параллельный импорт не способен покрыть все необходимые категории товаров. Так, систему параллельного ввоза не наладили для автомобильного сектора, что повлекло закрытие дилерских центров по всей стране. С проблемами налаживания поставок как автомобилей, так и запасных частей и иных комплектующих, свою работу прекратили 160 таких центров. Отрасли экономики также отмечают нестабильность потока товаров, поступающих таким способом. Кроме того, под видом оригинала заказчик рискует получить подделку или контрафакт. Исключить подобные риски возможно следующими способами:

  • осуществлять сделки в серой зоне с реэкспортом через третьи страны
  • или же производить закупку у производителя в зонах, свободных от лицензионных ограничений

Механизм импортозамещения ещё только начинает налаживаться: отечественные аналоги появляются выборочно по категориям товаров и зачастую уступают по качеству и ценовой политике. По данным опроса, 40,9% предпринимателей считают направление государственной политики верным, но подчёркивая, что принятых мер еще недостаточно, так как после введения экономических ограничений лишь 23,6% предпринимателей смогли сориентироваться и успешно найти новых поставщиков среди отечественных производителей.

Переориентация на восточные направления

Поняв, что рынок можно снабдить товарами и комплектующими не только западного производства, многие бизнесмены начали осваивать восточные и азиатские направления товароснабжения. Так, по данным компании «Трансконтейнер» грузооборот дальневосточных портов с начала года вырос на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объёмы торгов России с Китаем за год выросли на 28,9% до 65,8 млрд долларов, а с Индией – на все 130%. При этом, МИД России устанавливал предельное значение – товарооборот к концу 2022 года в размере $30 млрд долларов.

Главной проблемой, скрывающейся в геополитической сфере, является то, что большинство восточных компаний не станут работать с российскими компаниями без одобрения «сверху», так как государственное участие прослеживается, как в проведении денежных переводов, так и в осуществлении поставок и транспортировок грузов.

Подводя итоги, можно заметить следующее. Исходя из принятых мер прослеживается активное участие государства в ускорении адаптации экономики к сложившимся изменениям и стремление создать благоприятные условия для ведения бизнеса. Минэкономразвития установило 12 приоритетов экономической политики до 2025 года, где первое место отдано развитию транспортно-логистической инфраструктуры. Импортозамещение, развитие интеграции в рамках ЕАЭС и со странами-партнёрами, расширение предложения в отраслях, удовлетворяющих растущий внутренний спрос – всё это тоже в перечне приоритетов, от успешного достижения которых зависит выживаемость огромной части российского бизнеса.