Содержание:
Сейчас, в июне 2022 года, предприниматели России до сих пор пребывают в шоковом состоянии, вызванном непредвиденными негативными изменениями. Однако, бизнес-сообщество понемногу начинает понимать, как устроен новый порядок экономической деятельности.
Полностью перестроить порядок работы за 3 месяца предприятия не смогли, и маловероятно, что смогли бы. Люди, не исключая и бизнесменов, предпочитают использовать проверенные пути и сотрудничать с благонадёжными партнёрами. Исследователи не обнаружили снижения платёжной дисциплины отечественных фирм и ИП к концу марта 2022 года. Более того, отмечено, что вырос объём пополнения складских запасов, и платежи по таким покупкам проводятся вовремя. Это – хороший показатель для короткого периода, но дальнейшее развитие событий – вопрос открытый.
Валютные курсы уже не выглядят настолько странно. Некоторые задачи ясны: приобрести валюту, провести необходимый платёж. Дистрибьюторы уже не так сильно боятся разрыва цепи поставок, возникает потребность в поиске новых деловых партнёров. На ближайшее полугодие мало кто составил стратегические планы, но, несмотря на введение очередных пакетов санкций, начинает складываться всё более чёткая картина новых реалий.
Восточное направление
ЦМАКП сообщает, что больше всех от санкций пострадала фармацевтика: на так называемые «недружественные» государства приходилось 48,2% импорта лекарств. На втором месте химическое производство – здесь аналогичный показатель равнялся 44,7%, на третьем же – авиастроительная отрасль, а также производство и ремонт кораблей и железнодорожных локомотивов, с 32,2% соответствующего импорта. Высокий процент зависимости от импорта отмечен в производстве автомобилей (27%), продукции из пластика и резины (26,8%), бумаги (19,9%) и электрооборудования (19,4%).
Поиск контрагентов на Востоке – первый бросающийся в глаза выход из ситуации для этих и других отраслей. Однако, если присмотреться, то восточные перспективы не столь радужны. Одна из причин заключается в том, что едва ли российский бюджет пополнится китайскими юанями через торговлю энергоносителями: поставки нефти и газа ведутся в качестве выплат по кредиту, выданному на нефтегазопровод.
Другая причина, осложняющая сближение Москвы с Пекином, касается политических взаимоотношений Китая и США. К новому 2022 году объём китайской торговли с Россией был не выше 3%, а доля Америки почти достигла 13%. Рост сотрудничества с российскими контрагентами чреват вторичными санкциями в отношении китайских фирм, а этого они допустить не могут, опасаясь повторения слишком уж недавней торговой войны 2018-2019 годов. Одни предприятия осторожничают и не торопятся с принятием решений. Вторые работают на упреждение и прекращают действовать на рынке России в частном порядке по собственной инициативе. Нашим соотечественникам приходится искать на китайском рынке тех, кого не пугают вторичные санкции.
Успешный поиск китайского партнёра, согласного поставлять товар российскому покупателю, и успешная оплата заказа – это ещё не всё. Есть и третий фактор – логистика. Крупнейшие операторы контейнерных перевозок (Maersk, MSC, Hapag-Lloyd, CGM и CMA) прекратили возить российские грузы. Мы потеряли самый дешёвый и потому распространённый метод перевозки товаров. Доставка по суше теоретически возможна, но она намного дороже, а также чревата задержками в большой очереди на китайской границе – последнее мешает запланировать дату получения товара. В феврале представитель международной группы компаний отметил, что в 40% случаев производственные поставки из Китая задерживаются, срывая установленные в контракте сроки. Данное наблюдение, что важно, было сделано в начале месяца, то есть до введения новых санкций против России.
Конечно, рано или поздно будет выработан новый морской путь через государство-хаб, в котором переупакуют груз, после чего отправят его в Россию более удобным способом. Вопрос только в том, сколь времени это займёт и каких расходов потребует.
Сказанное выше – это только три основных политико-экономических фактора без учёта ковидных ограничений в Поднебесной и китайского энергетического кризиса.
Нужно учитывать и то, что рынок Китая непрозрачен, а это осложняет адекватную оценку воздействия макроэкономических факторов на благосостояние фирмы. С одной стороны, КНР существенно превосходит Россию в части открытых внешнеторговых сведений. С другой стороны, раскрытие бухотчётности в Китае принципиально не принято. Если Вы и сможете самостоятельно найти баланс конкретной компании на какой-либо бирже, то точно не сумеете определить его достоверность. Из-за этого инвесторы неоднократно обвиняли китайские фирмы в махинациях с бухучётом, в мировой практике скопилось достаточно таких случаев. Китай на сегодняшний день – это единственное государство, показанное красным на карте PCAOB – американского Совета по надзору за бухгалтерской отчётностью публичных компаний.
Как видите, переориентироваться на Восток предпринимателям не так легко, как может показаться.
Такое положение, конечно, не может быть вечным. Фирмы, хорошо проявившие себя в кризис, когда-нибудь откроют филиалы в Москве. Однако, опять же – не сейчас и не завтра. Для этого понадобятся стабильная внешнеполитическая ситуация и налаженные деловые связи. Но отечественным предпринимателям нужно работать и зарабатывать уже сегодня. Что делать?
Часть задач по поиску благонадёжного китайского поставщика можно доверить специализированным сервисам по проверке контрагентов, таким, как Контур.Фокус. Бизнес-справка об иностранном контрагенте содержит сведения о владельцах компании, состоянии её финансовых дел и о её взаимодействии с государственным органами, включая судебные. Это поможет отсечь сомнительных кандидатов.
Ещё один возможный путь решения уже исследован предпринимателями, имеющими опыт ведения бизнеса в 90-е годы. Это – так называемый параллельный импорт, который теперь официально разрешён российским правительством. Минпромторг издал указ с перечнем конкретных товарных групп и знаков, которые разрешено импортировать без одобрения их правообладателя. Новые нормы действуют с 6 мая. Они должны обеспечить стартовую площадку челночной торговле. Такая торговля ликвидирует дефицит, но создаёт дискриминацию по цене продажи конечному покупателю для официальных импортёров (доверенных партнёров владельца бренда). Сам покупатель рискует получить ограничения в сервисном обслуживании, нестабильные стандарты комплектации и иные неприятные последствия полулегальности. Таможенники утверждают, что проходящий через них параллельный импорт будет проверяться на оригинальность, но технические возможности проверяющих ограничены, а поток таких товаров будет нарастать. А значит, велика вероятность, что рынок заполнится контрафактом сомнительного качества.
Поставщики для малого бизнеса
Субъектам МСП не требуется искать поставщиков вдали от дома. Решать проблемы с поставками из-за границы разумнее крупным импортёрам, которые могут застраховать свои риски и располагают инструментами для решения возможных проблем. Малое предприятие может счесть привлекательным сотрудничество с никому пока не известной молодой отечественной фирмой, предложившей более выгодные условия. В изменчивой ситуации найти выгодное предложение от отечественного поставщика – это очень удачный вариант, ведь он позволит предложить конечному покупателю более низкие цены.
Однако, этот вариант сопряжён с риском, от которого требуется защита. Один из инструментов такой защиты – квалифицированный юрист, который грамотно составит контракт. Но корректный договор не исключает просрочки поставок или невыполнения обязательств. Кроме того, с апреля в России действует мораторий на банкротство, то есть эффективное средство воздействия на непорядочных партнёров теперь недоступно. А значит, Вы рискуете заключить сделку с тем, кто только кажется благополучным, и Вы не сможете инициировать его банкротство, если начнутся перебои с поставками. Специалисты по закупкам рекомендуют проверять поставщиков через профессиональный онлайн-сервис Контур.Фокус: показатели благонадёжности, место предприятия в своей отрасли, динамику его финансовых дел, наличие долгов, негативные публикации в СМИ, отказ от моратория на банкротство и не только.
Отдельный важный пункт на сегодня – проверка по санкционным спискам.
Достаточно ли найти благонадёжного российского партнёра, закупить у него товар и спокойно ждать доставки? Гарантировать отсутствие подвоха, к сожалению, нельзя и здесь. Утрата Россией контейнерной логистики принуждает возить всё больше и больше грузов по суше, а это неизбежно ускорит износ дорог, как автомобильных, так и железных. Дороги и без того много лет считаются хронически слабым местом нашей страны. Особенности нынешней геополитики не позволяют рассчитывать на решение этой проблемы в обозримом будущем. Напротив, они предсказуемо усугубляют её. Отказ крупных производителей транспорта поставлять детали в Россию приведёт к росту цен и на внутрироссийские перевозки. То есть, починка будет и требоваться чаще, и обходиться дороже. Подорожает и доставка, и страхование грузоперевозок.
Знакомые средства для новых целей
Подытожим сказанное: тревожные новости о введении всё более жёстких санкций – это новый фактор риска, опасный, малоизученный, но не катастрофический.
Не будем забывать, что за последние тридцать лет отечественные бизнесмены многократно переживали спады в экономике. Нестабильность 90-х, банковский кризис 2008 года, санкции против России после событий 2014-го и резкое падение курса рубля, затем коронакризис с карантинными каникулами, – всё это тоже пугало и провоцировало на пессимистичные прогнозы, но бизнес-сообщество выжило после этих ударов. Негативный опыт укрепил понимание того, как важно удостовериться в надёжности потенциального партнёра прежде, чем иметь с ним дело. Контур.Фокус предупреждает: пытаясь избежать новых угроз, не объединяйтесь с мошенниками.