8 800 551 36 30

Торговые знаки и марки

В системе Контур.Фокус отображаются товарные марки (товарные знаки, trademark, ®, ™) зарегистрированные данной организацией (или предпринимателем) в Роспатенте. Подобные сведения вместе с данными бухгалтерской отчетности, лицензиями, сертификатами и декларациями соответствия позволят убедиться в легальности осуществляемой деятельности и избежать сотрудничества с ненадёжным партнёром.

Что такое товарный знак

Товарным знаком (или товарной маркой, , англ. Trademark) ® () принято называть обозначение (словесное, изобразительное, объемное, комбинированное и т.д.), предназначенное для выделения товара из массы схожих. Обладатель товарного знака имеет эксклюзивное право собственности на этот знак, подтверждаемое свидетельством утвержденного образца. Он может использовать его по своему усмотрению, в том числе передавая право пользования другим лицам, или запрещая такое использование.

Право на товарные знаки является одной из разновидностей интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).

Незаконное использование товарного знака влечет за собой административную (ст. 14.10. КоАП РФ), гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

В Российской Федерации свидетельства на товарный знак действуют 10 лет. Срок действия свидетельства может быть продлен еще на 10 лет неограниченное количество раз.

Термины и наименования

С юридической точки зрения правильным является использование терминов товарный знак и знак обслуживания. Только эти понятия охраняются законодательством РФ.

Широко используемое в быту понятие торговая марка – дословно переведенное с английского термина выражение trade mark, как и маркетинговый термин бренд, часто применяется как синоним понятий «товарный знак» и «знак обслуживания».

Организация может быть обладателем товарного знака, а также может быть лицензиатом, залогодержателем, иметь право пользования данным товарным знаком и т.п.

Право на использование

Регистрируя товарный знак и знак обслуживания в уполномоченных государственных органах, владельцы получают право на охрану своей интеллектуальной собственности лишь на территории того государства, где ими было получено свидетельство о регистрации. При этом владелец не имеет права регулировать применение товарного знака в личных целях, упоминание его с нерекламными целями и в некоторых других случаях.

Во всех случаях, когда использование товарного знака связано с гражданским оборотом товаров или услуг (реклама, размещение на этикетках или в объявлениях, использование в псевдонимах и доменных именах и т. д.), правообладатель имеет право контролировать такое использование.

Процедура регистрации

Для получения эксклюзивных прав собственности, товарный знак необходимо зарегистрировать в уполномоченном государственном органе.

Орган, уполномоченный регистрировать товарные знаки в Российской Федерации — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, известная также как Роспатент.

При регистрации любого товарного знака определяется круг услуг и товаров, к которым он относится. Все товары и услуги распределены на 45 классов (11 классов — услуги, 34 класса — товары) в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Чем на большее количество классов распространяется товарный знак, тем больше будет стоимость регистрации.

Гражданский кодекс РФ устанавливает ряд ограничений на регистрацию товарных знаков. Например, как товарный знак нельзя зарегистрировать общеупотребительное название определенного вида товаров (например: термос, принтер, самогон). Не могут использоваться в качестве основных элементов товарных знаков государственные символы, изображения государственных наград, однако все эти компоненты могут присутствовать в товарном знаке в качестве неохраняемых элементов. Портреты или имена известных лиц могут использоваться только с их (или их наследников) согласия, изображения других зарегистрированнывх товарных знаков — только с согласия правообладателя.

Общее требование к любым товарным знакам — они не должны обманывать потребителя относительно любых характеристик товара, в том числе относительно его производителя.

Производитель, официально зарегистрировавший товарный знак, имеет право маркировать выпускаемую продукцию специальными символами (предупредительная маркировка).

Для предупредительной маркировки принято использовать следующие символы и обозначения:

  • ®
  • Trademark
  • ТМ — сокращение от Trademark
  • Registered Trademark

Право на использование маркировки ® имеют только производители, официально зарегистрировавшие свой торговый знак в уполномоченных органах. Символ проставляется непосредственно рядом с торговым знаком, вверху справа. Производители не обязаны использовать предупредительную маркировку.

Предупредительная маркировка «ТМ» во всех ее вариантах законодательством России не предусмотрена. В зарубежных странах такая маркировка является предупреждением о том, что заявка на регистрацию данного товарного знака находится на стадии рассмотрения. В случае использования этого знака другим производителем, после завершения регистрациионных процедур правообладатель может подать претензию на неправомерное использование. В России такая маркировка служит только для информации, законодательной защиты не имеет.

Сводная информация по торговым знакам и маркам

На карточке компании на вкладке «Сводка» пользователю для ознакомления доступен блок «Связанные товарные знаки».

Блок Связанные товарные знаки

Блок Связанные товарные знаки

В блоке отображены знаки, которые сгруппированы следующим образом:

  • заявки на регистрацию
  • общеизвестные товарные знаки
  • упоминания в товарных знаках

Подробная информация зарегистрированным знакам

Чтобы получить доступ к полному перечню зарегистрированных товарных знаков интересующей компании, необходимо кликнуть по интересующей группе знаков в блоке «Связанные товарные знаки» или перейти на вкладку «Тов. знаки».

Товарные знаки и марки

Аналитика товарных знаков и марок

Кликнув на нужный товарный знак, вниманию пользователя будет представлен документ, подтверждающий эксклюзивные права на него. Документ выдан Роспатентом и содержит в себе следующую информацию:

  • номер регистрации
  • дата подачи заявки
  • дата приоритета
  • дата заявки
  • дата истечения срока действия регистрации
  • дата подачи заявки
  • дата приоритета
  • дата регистрации
  • дата публикации
  • изображение товарного знака
  • правообладатель
  • адрес для переписки
  • указание цвета или цветового сочетания
  • классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг

Системой Контур.Фокус предусмотрена опция, которая позволяет выгрузить информацию в любом из доступных форматов: .xlxs, .docs, .pdf. Подобная функция нацелена на удобство пользователя при работе с полученными данными, поскольку ей будет проще обмениваться с партнёрами и использовать в дальнейшем анализе контрагента.

Выгрузка

Выгрузка

Информация о действующих товарных знаках и марках может быть использована при всесторонней оценки деятельности интересующей компании, поскольку позволяют установить факт владения эксклюзивными права на определённые объекты. Система Контур.Фокус также позволяет пользователю получить доступ к таким возможностям как: финансовый анализ, исполнительное производство, особые реестры ФНС, банковские гарантии.

Источник информации

Информация о товарных знаках и марках поступает на сервер системы Контур.Фокус из Роспатента, за счёт чего обеспечивается достоверность данных.

Периодичность обновления

Сведения, предоставляемые системой Контур.Фокус, обновляются на основе данных из официального источника каждые две недели.

Доступно на тарифах

Заявка на Контур.Фокус

Заполните все поля заявки, наши специалисты в самое ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий тариф: