8 800 101 41 26

У карго-доставки товаров из Китая в Россию есть ряд преимуществ перед обычными грузоперевозками: этот вид доставки быстрее, дешевле и легче. Однако, и опасность повышена: если Ваш китайский партнёр ведёт нелегальный бизнес, то Вы рискуете лишиться как денег, так и товара. Эксперты Фокуса постарались разобраться, как выбрать среди карго-фирм достаточно благонадёжную, чтобы получить свой груз без лишних неприятностей.

Что такое карго-доставка

Карго-доставка — вид международных грузоперевозок, при котором, в отличие от привычной доставки, продавец собирает товары для нескольких покупателей в общий контейнер, так что вместе перевозятся пища, одежда, электроника и детские игрушки. Это даёт экономию на аренде отдельного контейнера под каждый вид продукции и обеспечивает транспортировку в одном ящике самых разнообразных товарных партий весом от нескольких килограммов до 3 тонн.

Карго-доставка в Россию возможна из разных стран, но чаще всего этот метод применяют для товаров из Турции и Китая. Виды транспорта используются разные: корабли, самолеты, фуры и поезда. Стоимость такой транспортировки рассчитывают, исходя из фиксированной цены за 1 кг груза.

Есть ещё одно различие между карго-фирмами и стандартными перевозчиками. Карго не просто перемещает товар из точки А в точку Б. Оно представляет собой целый комплекс услуг для бизнес-партнёров: принимают товар от продавца, упаковывают груз, растаможивают на границе, оформляют необходимые документы и страхуют груз. Подобная компания может даже самостоятельно закупить требуемые товары для российского заказчика с проверкой их комплектации и качества. Заказывать логистические услуги предпочитают российские фирмы, которые собираются сделать заказ из Китая, но сами не имеют возможности проводить переговоры с поставщиками из этой страны, а также слабо ориентируются в нюансах таможенного декларирования.

Риски карго-перевозок

Случается, что карго-доставкой называют незаконные методы провоза груза через границу. В таких ситуациях перевозчик пишет в таможенной декларации неверный код продукции или заниженную стоимость товара ради экономии на пошлинах. Всё содержимое одного контейнера могут оформить под общим наименованием без выделения разных типов продукции, которых может быть множество, или вовсе его не задекларировать.

Все вытекающие отсюда риски несёт покупатель: возможна задержка груза на таможне или его конфискация, а также штрафы. Сумма штрафа за отсутствие декларации может вдвое превышать стоимость нелегально импортированных товаров (статья 16.2 КоАП).

Сложно будет и вносить обязательные платежи. Если Вы уплатите только часть от НДС или таможенной пошлины на импортный товар или вовсе их не заплатите, то профильные госслужбы не только доначислят недостающую сумму, но и добавят к ней пени.

Другая возможная проблема — товар невозможно будет продать. Маркетплейсы и магазины могут требовать декларации и счета-фактуры для допуска продукции на свои витрины. А если карго-поставщик пренебрёг оформлением документов, то сбывать доставленный им груз придётся иными путями.

У перевозчиков, использующих незаконные схемы транспортировки, есть ряд характерных черт:

  1. Нежелание юридически оформлять сотрудничество. Карго-фирма отказывается от заключения договора или составляет документ чисто номинально: там не прописаны ни сроки, ни вид продукции, ни ответственность.
  2. Странный выбор формы оплаты. Транспортировщик соглашается только на наличность или просит Вас перевести плату физическим лицам либо сторонним компаниям.
  3. Избегание страхования. Обычно это значит, что карго-компания не желает отвечать за сохранность груза и возмещать Вам ущерб от его порчи.
  4. Дешевизна. Цена ниже рыночной может означать, что перевозчик отказался от необходимых трат — на подходящую упаковку или на таможенные пошлины.
  5. Заявлены нереально короткие сроки. Доставка за 2 дня — это, скорее всего, ложное обещание, и сроки, на которые Вы рассчитываете, в таком случае будут сорваны.

Что нельзя возить через карго из Китая в Россию

Не всякий груз карго-фирмы из Китая пройдёт через российскую границу — есть законодательные ограничения. Вот, что, к примеру, импортировать запрещено:

  • продукцию с озоноразрушающими веществами: кондиционеры, холодильники, осушители воздуха
  • отдельные виды опасных отходов
  • оружие и патроны
  • экстремистские книги
  • древесину
  • рыболовные сети
  • живых дельфинов, китов и соболей
  • часть пестицидов

Полный перечень запрещённых для ввоза товаров опубликован в решении коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

Ряд других китайских товаров ввозить можно только при наличии разрешения, в том числе:

  • принтеры с функцией шифрования
  • драгоценные камни
  • лекарственные средства
  • коллекции минералов и останков
  • прослушивающие устройства
  • яйца диких птиц, кедровые орехи, живые дикие животные

Поиск благонадёжного перевозчика

Карго-услуги предоставляют как китайские фирмы, так и российские. Но независимо от национальности необходимо уточнять определённую информацию о компании до начала сотрудничества.

Регистрация

Карго-перевозчик должен представлять собой официально зарегистрированную организацию, в противном случае о легальности не может быть и речи. Проверка статуса и регистрационного номера фирмы — первоочередной этап работы с ней, это обязательно надо сделать ещё до заключения договора. Если карго-фирма базируется в России, поищите её данные ОГРН или ИНН в одном из профессиональных онлайн-сервисов, например, в Контур.Фокусе. Убедитесь, что фирма — действующая и не находится в процессе банкротства или ликвидации.

У китайских предприятий тоже есть регистрационные номера — Unified Social Credit Code (USCC), то есть Единый код социального кредита. Также факт открытия фирмы в Китае подтверждается специальной лицензией. И если предполагаемый карго-перевозчик не публикует код у себя на сайте, не присылает его по Вашему требованию или не позволяет контрагенту изучить лицензию, это — тревожные симптомы.

Судебные разбирательства и исполнительные производства

Число судебных разбирательств и исполнительных производств покажет, ответственно ли будущий партнёр подходит к своим обязанностям. Если транспортировщик часто становится ответчиком в судебных делах, а выполнять решения судов избегает, то работать с ним опасно.

Ознакомиться с процессами отечественного перевозчика Вы сможете в картотеке арбитражных дел, а китайского — на сайте China Judgments Online. Контур.Фокус упростит эту задачу — покажет все судебные разбирательства и исполнительные производства на одной странице.

Изучите отзывы клиентов о карго-фирме

Почитать мнения о поставщике полезно, даже если все его документы корректно оформлены. Вы можете самостоятельно поискать отзывы на независимых сетевых площадках или в СМИ — на своём официальном сайте фирма может публиковать фальшивые похвалы от имени благодарных клиентов.

Фокус пригодится и здесь. Он отразит в одном окне негативные высказывания в СМИ, а также рекомендации или, наоборот, отрицательные отзывы с портала самой большой российской бирже грузоперевозок ATI.SU.

Карточка российской карго-фирмы

Карточка российской карго-фирмы

Бизнес-справка и кредитный рейтинг

Самостоятельный поиск сведений о китайских транспортных компаниях осложнён тем, что китайский язык в нашей стране знают немногие, а доступ к данным на официальных сайтах нередко бывает ограничен. Контур.Фокус поможет и в такой ситуации. Система найдёт по регистрационному номеру базовую информацию о перевозчике.

Но базовыми данными можно не ограничиваться. Чтобы изучить подробности, закажите в Фокусе бизнес-справку. Кроме данных по судебным разбирательствам и задолженности, там будут таможенные сведения о лицензии на экспорт и импорт, о таможенном коде и о количестве продукции, поставляемой в другие страны.

Таможенная информация в бизнес-справке

Таможенная информация в бизнес-справке

Для большей уверенности в благоприятных перспективах сотрудничества с китайской карго-компанией посмотрите её кредитный рейтинг в Фокусе. Чем выше балл, тем фирма надёжнее, а опасности меньше.

Кредитный рейтинг китайской карго-фирмы

Кредитный рейтинг китайской карго-фирмы

Избегайте карго-посредников

Посредник может быть дополнительным звеном в цепи поставки между российским получателем и китайской карго-фирмой. Но для экономии средств будет разумнее взаимодействовать непосредственно с транспортировщиком, потому что посредник потребует процент от суммы сделки. То есть, если нужно платить за что-либо, помимо упаковки, транспортировки и оформления документов, то Вы обратились к посреднику.

Также у карго-фирм обычно есть в Китае собственный склад, куда свозится товар для российских заказчиков. Пусть контрагент продемонстрирует Вам фото и видео своего китайского склада, а ещё лучше — договор его аренды. Если он откажет в предоставлении всего этого, то, опять же, наверняка это — посредник.

Для благополучной карго-доставки из Китая проверьте потенциального партнёра до того, как заключите с ним сделку. Обеспечьте себе безопасность страховкой ответственности поставщика и корректно составленным договором. Нелегальные методы экономнее только на первый взгляд, а на самом деле попытки обмануть таможню приносят только санкции вместе с лишением груза и денег.