8 800 551 36 30

Многие предприниматели во время пандемии надеются, что государство в связи с кризисом смягчит требования по 115-ФЗ. Увы, на самом деле происходит обратное. Центробанк всё сильнее ужесточает нормативы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Организация работы по ПОД/ФТ

Появляются новые задачи для субъектов 115-ФЗ, связанные с проверкой как контрагентов, так и проводимых операций. К таким субъектам относятся:

  • микрофинансовые организации, страховые и кредитные учреждения
  • риелторские агентства
  • лизинговые и факторинговые фирмы
  • ломбарды
  • бухгалтеры на аутсорсе
  • пенсионные фонды
  • кредитные потребительские кооперативы
  • ювелирные и иные предприятия

Положения 115-ФЗ обязывают многие компании разрабатывать порядок контроля своих контрагентов. Её создание требует немалых трудозатрат.

  1. Разработка правил внутреннего контроля (ПВК):
  • назначение сотрудников (отдельные должностные лица), отвечающих за соблюдение ПВК
  • обучение специалистов законодательным нормативам
  • регистрация личного кабинета на сайте Росфинмониторинга
  1. Создание системы оценки контрагентов:
  • идентификация и проверка на благонадёжность каждого из них, в том числе наличие в особых реестрах ФНС
  • присвоение уровня риска по ПОД/ФТ на основе результатов такой проверки: например, если фирма имеет признаки однодневки, это явно указывает на участие в отмывании денег
  • обобщение и хранение собранных сведений в анкете партнёра весь период сотрудничества с ней и не менее пяти лет по его окончании
  • отслеживать изменения через функцию наблюдения в Контур.Фокус
  1. Тщательно изучите критерии подозрительных операций, прописанные в 115-ФЗ, и в дальнейшем проверяйте на этот предмет все партнёрские транзакции. Наиболее существенные показатели, например, странный характер сделки, приводятся в Положении № 375-П. Заметив признак ПОД/ФТ, следует сообщить об этом в Росфинмониторинг, а кроме того, блокировать деньги на счёте контрагента или другие возможности распоряжения его собственностью.

Не следует забывать, что для единообразия в соблюдении положений №115-ФЗ Центробанк выпустил целый ряд методических рекомендаций, специальных положений и информационных писем с разъяснениями. Изучение данных документов следует включить в инструктаж сотрудников по соблюдению 115-ФЗ.

Надзор за исполнением 115-ФЗ

За выполнением 115-ФЗ следит несколько надзорных органов:

  • Центробанк России
  • Роскомнадзор
  • Росфинмониторинг
  • Пробирная палата РФ
  • Росфинмониторинг

Каждая из названных госслужб проверяет компании, работающие в определённой сфере деятельности.

Около месяца назад Росфинмониторинг поделился с общественностью итогами проверок за первое полугодие текущего года. У подавляющего большинства проверенных фирм обнаружено несоблюдение нормативов по ПОД/ФТ, в связи с чем возбуждены дела об административных правонарушениях. Подобные дела, как правило, ведут к штрафам для провинившихся.

Статистика проверок за прошлый год говорит о трёх основных видах нарушений:

  • невыполнение требований к идентификации контрагентов
  • отсутствие регулярных проверок контрагентов
  • нет постоянной сверки с особыми списками

Надзорные госструктуры не ослабляют контроль над поднадзорными компаниями даже сейчас, во время коронакризиса. Более того, практика показала, что усиление контроля оправдано: Росфинмониторинг отмечает, что применение мошеннических схем участилось. Наиболее популярные схемы:

  • вывод наличности через торгово-розничные предприятия либо при помощи через исполнительных документов
  • хищение из бюджета средств, выделяемых на поддержку предпринимательства
  • фишинговый спам — рассылка писем со ссылками на фальшивые сайты государственных служб
  • сбор денег под предлогом благотворительности в поддержку пострадавшего от кризиса населения

Выполнение норм 115-ФЗ создаёт для компании значительную нагрузку, снизить которую возможно только путём автоматизации процессов проверки контрагентов. Применение профессионального сервиса Контур.Фокус помогает оценивать благонадёжность потенциальных партнёров и соответствующий уровень риска, находить связанные с партнёрами компании и аффилированных лиц, выявлять фактических бенефициарных владельцев за ширмой номинального руководства, проверять контрагентов по особым реестрам, а также отслеживать подозрительные изменения в положении дел партнёра.