Блокировка расчётного счёта компании может иметь серьёзные последствия для бизнеса, сделав платежи поставщикам, арендодателям и даже работникам невозможными.
В данной статье эксперты Контур.Фокуса рассказывают, по каким причинам налоговая приостанавливает операции, как снять ограничения, а также как и зачем проверять счёт контрагента на наличие блокировки.
По каким основаниям могут заблокировать счёт
Блокировку счетов налогоплательщиков регулирует ст. 76 НК РФ. Данную процедуру правильнее называть приостановлением операций по счетам. Ограничения могут быть наложены на организации, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, однако они не применяются к физическим лицам.
Процесс блокировки счёта начинается с принятия налоговой решения о приостановке операций по счетам. Налоговая инспекция направляет это решение непосредственно в банк, который, получив его, ограничивает проведение транзакций. Налогоплательщику инспекторы сообщают о блокировке на следующий день после принятия решения.
Причины блокировки счетов
Инспекция блокирует счета из-за невыполнения налогоплательщиками своих обязанностей по НК РФ. Всего существует 5 оснований для приостановки операций.
Неуплата налогов, сборов
Неуплата налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей является самой распространенной причиной блокировки счетов. Задолженность может составлять несколько тысяч рублей, а иногда и миллионы. Когда у компании образуется задолженность перед бюджетом, налоговая высылает ей требование об уплате налогов, на исполнение которого отводится 8 дней. Если деньги не были переведены в бюджет, то налоговая принимает решение о принудительном взыскании долга. Документ направляется в банк, и сумма списывается со счёта компании.
Кроме того, чтобы процесс взыскания долга был более эффективным, налоговая может приостановить операции по счёту. При этом блокируется только сумма задолженности. Остальные деньги компания может использовать на своё усмотрение. Приостановка затрагивает только расходные операции и не влияет на поступления на счёт.
Важно: налоговая не блокирует счёт, если задолженность по налогам составляет менее 3 тысяч рублей. Инспекция вправе предъявить требование о взыскании только тогда, когда задолженность превышает эту сумму. Если задолженность менее 3 тысяч рублей, налоговая будет ждать, пока она не достигнет этой границы.
Налоговая инспекция ограничивает расходные операции сразу по всем счетам налогоплательщика. К примеру, если задолженность организации перед бюджетом составляет 15 тысяч рублей и у неё есть 4 расчётных счёта, инспекция заблокирует эту сумму на каждом из них.
Непредоставление отчётности
Меры по приостановке операций по счёту могут быть приняты в отношении тех, кто не соблюдает установленные сроки предоставления налоговых деклараций. Если просрочка составит 20 рабочих дней, налоговые инспекторы могут заблокировать операции.
Пример: организация обязана представить декларацию по налогу на прибыль за четвёртый квартал 2023 года до 25 января 2024 года. Если она отправит документ в инспекцию лишь 12 февраля, она формально нарушит установленный срок, однако по закону оснований для ограничения операций по счетам не возникнет.
Однако риск блокировки счёта сохраняется на протяжении 3 лет, в течение которых налоговая инспекция в любой момент может вспомнить о несданной декларации и приостановить транзакции по счёту. Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем расходным операциям.
Правда, закон даёт инспекции право блокировать счёт только в случае несдачи следующих 3 документов:
- декларации за налоговый период
- расчёта по страховым взносам
- отчёта по 6-НДФЛ
В остальных случаях блокировка счёта будет считаться незаконной, если, к примеру, налоговые инспекторы применят её в случае несдачи бухгалтерской или промежуточной отчётности.
Налоговики могут направить предупреждение о блокировке счёта за несданную отчётность за 14 дней. Но это право, а не обязанность налоговой инспекции, поэтому налогоплательщику не стоит полагаться на то, что он будет предупреждён.
Отсутствие электронного документооборота с налоговой
Одна из причин блокировки счёта может быть связана с неправильной организацией электронного документооборота с налоговой инспекцией. В частности, компаниям, у которых годовой оборот превышает 10 млрд рублей или среднесписочная численность работников достигает 100 человек, необходимо направлять электронную отчётность в налоговую, так как бумажные документы в данном случае не принимаются. Документы от налоговой они также получают онлайн через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Для настройки такого электронного документооборота с налоговой инспекцией компании предоставляется срок в 10 дней с момента, когда она становится крупнейшим налогоплательщиком или когда среднесписочная численность её работников достигла 100 человек. Если компания не справляется с этой задачей, налоговая инспекция может заблокировать её расчётный счёт в течение 10 дней.
Непредоставление электронной квитанции
Компания обязана подтверждать получение электронных документов от налоговой инспекции, к примеру, если инспектор направит требование о представлении документов, пояснений или уведомление о вызове в налоговую. Для этого она должна отправить электронную квитанцию в налоговую в течение 6 дней с момента получения документа. Если срок пропущен, в течение 10 дней инспекция заблокирует операции по счёту компании.
Найденные нарушения при проверке
Налоговая инспекция может принять обеспечительные меры, если она в ходе проверки обнаружила нарушения, привлекла компанию к ответственности и подозревает, что компания не будет исполнять свои обязательства. Так, налоговики запрещают компании продавать недвижимость, автомобили, сырьё, готовую продукцию без их согласия.
Ещё одним из способов обеспечить исполнение решения является блокировка расчётных счетов компании. Налоговая инспекция может использовать этот вариант, когда стоимость имущества компании меньше суммы её долгов по обязательным платежам.
Последствия блокировки счёта для компании
Приостановка операций из-за неуплаты налогов влечёт блокировку суммы, равной размеру задолженности, при этом остальными деньгами можно свободно распоряжаться – выплачивать заработную плату сотрудникам, осуществлять платежи контрагентам. Однако, если на счету имеется недостаточно денежных средств для погашения долга, все расходные операции будут прекращены.
Если же блокировка счёта произошла по другим основаниям, все операции по счетам могут быть ограничены. Но, несмотря на эти ограничения, существует несколько видов платежей, которые можно проводить. К ним относятся следующие:
- выплаты по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью
- выплаты выходных пособий, зарплат, вознаграждений авторам
- списание в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов
До недавнего времени параллельно с приостановкой операций компании было запрещено открывать новые счета. Однако теперь этот запрет не действует. Но, если организация открывает новый счёт, все расходные операции по нему автоматически прекращаются: с него не получится потратить деньги.
Всё это приводит к нарушению привычного хода деловой деятельности компании. Последствия этого заключаются в следующем:
- Проблемы проведения расчётов с контрагентами. Если наступает день, когда необходимо исполнить обязательство по оплате, а операции по счёту приостановлены, возникает просрочка, которая впоследствии может повлечь начисление пеней и штрафов. При длительной невозможности произвести оплату аренды, поставки, кредита или услуги контрагент может прекратить сотрудничество, расторгнув договор.
- Проблемы с выплатой заработной платы. Если счёт заблокирован из-за неуплаты налогов и на счету недостаточно средств для погашения долга, выплата заработной платы сотрудникам будет невозможна. Это может привести к потере ценных кадров.
Существует ли возможность разблокировать расчётный счёт
Хотя ограничение операций по счёту является неприятной ситуацией для компании, не всё потеряно, так как снять блокировку можно за несколько дней.
Ваш счёт заблокировали: что делать
Чтобы справиться с этой проблемой, следуйте определённому алгоритму:
- Выясните причину блокировки. Воспользуйтесь сервисом ФНС, изучите копию решения налоговой инспекции или обратитесь в налоговую службу.
- В зависимости от оснований приостановки операций выполните соответствующие действия:
- погасите задолженность или подайте декларацию
- для настройки электронного документооборота с ФНС получите электронную подпись и заключите договор с оператором ЭДО или посредником
- если блокировка счёта произошла из-за квитанции, направьте её или выполните требования налоговой – предоставьте необходимые документы и пояснения или явитесь лично в инспекцию
- чтобы снять обеспечительные меры, оплатите все налоги, штрафы и пени, выставленные налоговой. Если вы не согласны с решением инспекции о привлечении к ответственности, вы можете оспорить его позже
- Сообщите налоговой, что устранили причину блокировки. Для ускорения процесса разблокировки отправьте в инспекцию заявление о снятии ограничений. В приложении к заявлению предоставьте документы, подтверждающие устранение причины блокировки: квитанцию об оплате налога, договор с оператором электронного документооборота, декларацию с отметкой о принятии.
Обратите внимание: предпочтительно направлять документы в электронной форме, так как налоговая инспекция обрабатывает их быстрее, чем в бумажном виде. Инспекция разблокирует счёт на следующий день.
Как оспорить решение о блокировке счёта
Оспорить такое решение можно, обратившись в вышестоящий налоговый орган – управление по субъекту или межрегиональную инспекцию. Однако, если вас не устроит результат этой жалобы, вы всегда можете обжаловать решение ещё выше – в центральном аппарате ФНС – или в суде.
Важно отметить, что во время оспаривания счёт вашей компании будет по-прежнему заблокирован. Единственный случай, когда можно приостановить блокировку, – когда вы обжалуете решение налоговой в суде.
В каких случаях нужно проверить наличие блокировки у контрагента
Также стоит учесть, что блокировка счетов может затронуть не только саму компанию, но и её деловых партнёров. Поэтому рекомендуется проверять контрагентов на наличие ограничений по операциям в 2 случаях:
- При заключении договора с новым контрагентом. Проверить блокировку счёта контрагента необходимо в процессе сбора данных о потенциальном партнёре. Систематические блокировки счёта указывают на наличие проблем у этой фирмы с налоговой. Также такой партнёр может оказаться ненадёжным – задерживать платежи или выполнять работу некачественно.
- При переводе крупной денежной суммы. При перечислении денежных средств по договору на счёт, операции по которому приостановлены, партнёр не сможет использовать эти деньги, пока блокировка не будет снята инспекцией. Чтобы избежать такой ситуации, рекомендуется проверять счёт контрагента перед переводом денег.
Заблокирован счёт контрагента: ваши действия
С помощью проверки блокировки счёта контрагента можно выявить недобросовестные компании. Решение о приостановке операций налоговой службой служит явным предупреждением при выборе партнёров. В сочетании с другими неблагоприятными обстоятельствами, такими как массовое руководство, регистрация по массовому адресу, несдача бухгалтерской отчётности и ограничения по операциям, такая информация может указывать на недобросовестность фирмы.
Стоит учесть, что налоговая может приостановить операции по счёту и у благонадёжной компании, которая случайно не выполнила свои обязанности вовремя. Чтобы получить полную картину, важно проанализировать всю информацию о контрагенте. Если нет других подозрительных факторов, стоит уточнить у потенциального контрагента о причинах блокировки и о сроках, когда она будет снята.
Способы быстрой проверки блокировки счёта по ИНН
Существует 2 способа проверить блокировку счёта по ИНН: через сайт налоговой и с помощью электронного сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус». Разберём, как это сделать.
Проверка блокировки на сайте ФНС
Для проверки наличия ограничений по счёту на сайте ФНС выполните следующие шаги:
- Зайдите на официальный сайт ФНС. Сервис проверки блокировки счетов от налоговой имеет название «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов». Несмотря на название, воспользоваться им может любой человек.
- Заполните необходимые поля. Выберите тип запроса «Запрос о действующих решениях о приостановлении» — он расположен первым в списке из шести. В открывшихся ниже полях введите ИНН налогоплательщика и БИК банка, в котором открыт расчётный счёт. Нажмите кнопку «Отправить запрос».
- Изучите результаты поиска. Если блокировок нет, сервис уведомит вас, что решения о приостановлении отсутствуют.
При наличии блокировки сервис предоставит таблицу с данными:
Из таблицы вы сможете узнать причину блокировки счёта, дату и номер решения о приостановке операций, а также размер задолженности. Сервис предоставит информацию по всем заблокированным счетам из различных банков. Результаты поиска с электронной подписью ФНС можно будет сохранить на компьютер.
Проверка блокировки в сервисе Контур.Фокус
Для проверки блокировки счёта через сервис «Контур.Фокус» выполните следующие шаги:
- Откройте карточку компании. Вы можете найти интересующую вас фирму по ИНН, ОГРН или наименованию.
- Пролистайте карточку вниз. Если блокировок нет, вы увидите зелёную плашку, указывающую на отсутствие решений ФНС на определённую дату. Если же блокировки есть, сервис покажет красную плашку с информацией о найденных решениях на определённую дату.
- Нажмите на кнопку «Проверить текущее состояние», чтобы сервис запросил из налоговой актуальные данные. Если решения о приостановке всё-таки существуют, сервис покажет перечень банков, в которых имеются заблокированные счета. Чтобы получить подробности, скачайте документ с подписью ФНС на свой компьютер.
Перечень банков с заблокированными счетами в Фокусе выглядит следующим образом:
Никто не может быть застрахован от блокировки счетов. Достаточно лишь однажды забыть подать декларацию или отправить квитанцию, и налоговая уже может приостановить операции. Чем быстрее вы узнаете причину ограничений, тем скорее сможете принять решение о сотрудничестве с контрагентом.