8 800 551 36 30

Государство активно борется с подставными организациями, ужесточая ответственность, вплоть до уголовной. Фирма-однодневка, техническая организация, недобросовестный контрагент, подставная компания, — так эти юрлица могут называться в судебной практике и официальных документах. А неофициально они могут награждаться и другими заслуженно нелестными прозвищами: контора «Рога и копыта» в честь типичного образца, описанного Ильфом и Петровым, фирма-помойка или фирма-поганка, а ещё ООО «Вектор» по расхожему названию покупных «готовых фирм». Для однодневок характерны названия, говорящие одновременно обо всём и ни о чём: они сочетаются с любой сферой деятельности. Есть у «рогов и копыт» и другие характерные признаки, распознать которые поможет система Контур.Фокус.

Зачем нужны фирмы-однодневки

В один прекрасный момент предприниматель чувствует, что ему жаль отдавать государству все положенные Налоговым Кодексом суммы денег, а значит, налоги надо как-то оптимизировать. Кроме того, он хочет экспериментировать с платёжными схемами и не желает упускать сомнительных клиентов, а отчётность и репутацию своего основного предприятия предпочитает не портить. Ещё один неприятный момент: документооборот добропорядочной компании порождает десятки килограммов бумаги, которую следует бережно хранить на случай проверок, а это неудобно.

Наш предприниматель выбирает простой и быстрый, но не вполне легальный метод одновременного решения всех трёх проблем. Помните знакомую с 90-х годов рекламу «Продажа готовых фирм»? В недорогих юридических компаниях, публикующих такую рекламу, и создаются «Векторы». Те же компании помогают и утилизировать отслужившую своё «однодневку». Рекламу «Ликвидация фирм» с мишенью для стрельбы все мы тоже прекрасно помним.

ФНС против однодневок: требования к проверке

В 2017 году ФНС выпустила письмо № ЕД-5-9/547 «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», где открыто признала, что в некоторых случаях сбор доказательств по нарушениям законодательных требований к подбору контрагентов происходил формально. Сотрудникам на местах настоятельно рекомендуют тщательнее проверять возможность получения предпринимателями необоснованной налоговой выгоды. При вынесении решений инспекторам следует уделять повышенное внимание оценке благонадёжности и проявлению должной осмотрительности перед началом сотрудничества.

Налоговым органам рекомендуется комплексно рассматривать процедуру оценки благонадёжности партнёра. Например, проводился ли анализ его платёжеспособности, оценивался ли риск невыполнения обязательств, проверялось ли наличие у партнёра нужных для заявленной деятельности активов (производственных мощностей, квалифицированных работников, специального оборудования) и опыта подобной деятельности.

Инспекторам советуют выяснять, действительно ли при согласовании условий поставок не было личных контактов у топ-менеджеров или представителей поставщика и его заказчика. Проверяющие так же должны поинтересоваться источником информации о будущем партнёре (рекомендации, официальный сайт фирмы, реклама её услуг в СМИ и прочее). Отсутствие такого источника выглядит подозрительно и расценивается налоговиками как негативный фактор.

Вышеописанные требования сводятся к тому, чтобы налогоплательщик сумел обосновать выбор именно данного конкретного контрагента и оформить это обоснование документально: показать результаты мониторинга рынка и найденные им сведения о других возможных поставщиках (См. также ФНС: новые требования к проверке поставщиков). Логично, ведь неаргументированный выбор наводит на мысль о том, что партнёра вообще не выбирали на свободном рынке, а вместо этого использовали своё карманное ООО «Вектор».

В упомянутом письме указано, что операции по налоговому контролю должны проводиться в процессе предпроверочного анализа, камеральных и выездных проверок. ИФНС в акте налоговой проверки обязана собрать все возможные доказательства получения компанией необоснованной налоговой выгоды. Поэтому Ваша задача как налогоплательщика — не создавать таких доказательств против себя, а для этого выявлять потенциально проблемных контрагентов самостоятельно до того, как подписывать договоры.

Выявление недобросовестных контрагентов

Убедитесь, что потенциальный партнёр существует не только на бумаге и располагает активами, без которых выполнить заказ было бы невозможно. Для этого понадобится изучить следующий набор документов:

  • копия устава компании
  • решение о назначении гендиректора (для акционерных обществ необходим протокол общего собрания акционеров)
  • приказ о вступлении гендиректора в должность
  • копия паспорта гендиректора
  • копия штатного расписания компании, откуда понятно, найдётся ли у партнёра необходимый для Ваших задач персонал
  • лицензия, если нужный вид деятельности по закону подлежит лицензированию
  • данные об операциях по расчётному счёту партнёра

Полезной при подборе партнёра будет и личная встреча с руководством или представителем заинтересовавшей Вас фирмы. Не забудьте проверить полномочия представителя. Подробный опрос даст возможность определить, способна ли компания справиться с поставленной задачей.

Проверка на благонадёжность в Контур.Фокусе

Начните с выписки о партнёре из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Сверьте полученные от него документы с данными из выписки:

  • ИНН, ОГРН
  • дата регистрации
  • ФИО учредителей и директора
  • юридический адрес компании
  • сведения о видах деятельности по ОКВЭД

Изучите также финансовый анализ контрагента и его бухгалтерскую отчётность, проверьте его лицензию, обратите внимание на маркеры благонадёжности и внесение в особые реестры ФНС. Проверьте на массовость директора и адрес: фиктивность того и другого — явный признак подставной фирмы.

Поинтересуйтесь прошлыми конфликтами с другими контрагентами и с законом. Эти сведения много скажут о добросовестности партнёра и перспективах рисков. В Фокусе для этого есть доступ к арбитражным делам и исполнительным производствам.

Кроме того, Контур.Фокус собирает и упоминания о компаниях в СМИ. Система ведёт мониторинг нескольких тысяч новостных лент, что снимает с пользователя задачу по самостоятельному поиску сведений о потенциальном партнёре в интернете. Найденные публикации помогут составить более полное впечатление о деятельности фирмы, а значит, повлияют на решение о совместной работе.

Будьте бдительны, чтобы не отравить свой бизнес сотрудничеством с «поганкой»!