8 800 551 36 30

В последнее время ФНС пересматривает свой подход к оценке добросовестности налогоплательщиков и идентификации фирм-однодневок. Рассмотрим процедуры по проверке поставщиков, необходимые, чтобы подстроиться и подготовиться к будущим налоговым проверкам.

Реальность сделки

Будьте готовы подтвердить, что сделка реальна – это ключевой фактор в недавней судебной практике по фирмам-однодневкам. Так Вы сможете доказать правомерность заявленных налоговых вычетов. Реальность сделки подтверждается, если установлено, что заказчик физически получил работы, товары или услуги, прописанные в договоре и отражённые в первичных документах: товары физически переданы, работы фактически выполнены, а услуги действительно оказаны.

Что следует делать, чтобы доказать реальность сделки:

  1. Составить список основных типов сделок, по которым фирма привлекает подрядчиков и поставщиков. К примеру, закупка стройматериалов и привлечение к работе строителей-подрядчиков.
  2. Разработать и установить необходимый набор документов и прочих доказательств по сделкам из этого списка.

Тут имеется в виду не первичная документация, а именно доказательства того, что стройматериалы по договору действительно поставлялись, а строительные работы действительно велись нанятым подрядчиком. Сотрудники должны собирать такие доказательства во время выполнения сделки и в дальнейшем хранить их до налоговой проверки.

  1. Назначить ответственных работников, которые займутся своевременным представлением доказательств реальности заключённых сделок.

В примере со строительством в подтверждение реальности сделки можно использовать:

  • пропуска на территорию объекта строительства, оформленные на работников компании-подрядчика
  • пропуска для спецтехники подрядчика
  • корреспонденция между Вашими сотрудниками и сотрудниками подрядчика, по деталям которой недвусмысленно видно, какая конкретно велась работа и на каком именно объекте
  • фотографии стройплощадки (готового объекта) до, во время и после выполнения работ

Проявление должной осмотрительности

Заказчику следует подтвердить факт проверки всеми доступными способами благонадёжности контрагента как налогоплательщика прежде, чем заключил с ним договор. То есть, у заказчика должны быть все основания полагать, что подрядчик не ведёт махинации с налогами и не стремится к необоснованной налоговой выгоде. Да, это и есть пресловутая должная осмотрительность.

Не исключено, что поставщик или подрядчик начнёт уклоняться от налогов в дальнейшем. Если заказчик сумеет подтвердить, что на момент заключения сделки с нарушителем не был в курсе его недобросовестности (так как проявил осмотрительность при подборе партнёра и собрал базу доказательств его добропорядочности), суд признает неправомерными претензии налоговой инспекции к расходам по договору с таким партнёром и к размерам вычетов НДС.

Компании нужно пересмотреть и доработать процесс проверки потенциальных партнёров. Проверка должна быть полноценной и тщательной, а не «для галочки», то есть не должна сводиться к чисто номинальной процедуре запроса копий учредительных документов.

Внимание! При возникновении претензий к Вашим контрагентам, Вам нужно будет налоговой доказать, что в момент заключения сделки у Вас не было и не могло быть никаких оснований предполагать, что партнёр может действовать противозаконно.

Из этого следует, что нужно запрашивать у поставщика или подрядчика до заключения сделки следующий набор доказательств:

  1. Реальность деятельности фирмы-партнёра, у которой есть производственные мощности, трудовые и иные ресурсы для исполнения прописанных в договоре работ, офис по реальному адресу.

Для этого можно использовать, к примеру, присланный партнёром договор аренды офиса по фактическому адресу или месту выполнения работ, договор аренды склада, торговой точки, производственного или иного помещения (зависит от специфики услуг), а также финансовую отчётность, которая показывает наличие вышеописанных активов и т. д.

  1. Платёжеспособности партнёра, его репутации в деловых кругах, фактического опыта работы на рынке заявленных товаров (услуг, работ).

В этом качестве можно использовать такие документы, как сертификаты и лицензии подрядчика на заявленные им виды деятельности, официальные письма о партнёрстве – рекомендательные или благодарственные – от других клиентов этого подрядчика, справку, где описана история деятельности партнёра на интересующем Вас рынке.

  1. Информацию о субподрядчиках, если партнёр собирается их привлечь для исполнения своей части сделки. Эти компании также нужно проверить на благонадёжность.

Автоматизация проверки поставщиков 

Во избежание споров с ФНС, рекомендуем перед заключением договора проверить будущего партнёра в сервисе Контур.Фокус. Сервис позволяет проанализировать на благонадёжность любую компанию или ИП, зарегистрированные в России, на основе сведений из открытых источников информации. Такой анализ позволит Вашей фирме уберечься от сделок с мошенниками, невольного участия в их махинациях и вытекающих из этого претензий со стороны госорганов.

Для быстрой проверки организации Фокус предоставляет краткую сводку основных данных о ней, важные факты и рекомендации по возможному взаимодействию. Функция Экспресс-отчёт обеспечит Вам:

  • быструю и информативную проверку любой интересующей Вас фирмы
  • оперативный доступ к ключевым сведениям о ней
  • готовый актуальный отчёт по проверке организации

Используя сервис, Вы сэкономите усилия и время на сборе данных, их анализе, а также на оформлении результатов, а значит, быстрее примете верное решение.

Проверив на благонадёжность потенциального партнёра, следует проанализировать собранные данные. По результатам анализа можно принять три вида решений:

  • решение о подписании договора, если контрагент оказался добросовестным
  • отказ от намеченной сделки, если анализ показал неблагонадёжность контрагента
  • решение об изменении условий будущей сделки для минимизации рисков

Анализ благонадёжности поставщиков и подрядчиков не только защитит Вас от претензий со стороны налоговых инспекторов из-за сотрудничества с фирмами-однодневками, но и уменьшит вероятность появления просроченных задолженностей. Таким путём снижается и риск проведения встречных налоговых проверок, а деловая репутация компании улучшается.