Деловая сфера динамична. Фирма может сменить вид деятельности, местоположение, учредителей и руководство, может судиться с другими предприятиями или с госслужбами. Ещё вчера Ваш партнёр был вполне благополучным, а послезавтра может стать ненадёжным. Поэтому один раз проверить контрагента необходимо, но не достаточно. Разумнее постоянно следить за динамикой его благосостояния.
Определение мониторинга контрагентов
Мониторинг контрагентов — это система непрерывного наблюдения изменений в деятельности делового партнёра. Некоторые из возможных перемен в ней — всего лишь незначительные формальности, но другие, напротив, являются тревожными симптомами.
Допустим, сегодня контрагент отвечает требованиям к благонадёжности, а через неделю с него попытаются взыскать 25 000 000 рублей через суд. Мониторинг — не одноразовая, а периодическая проверка контрагента — создан для оперативной фиксации подобных существенных фактов. Это может быть не только судебный иск, но и, к примеру, изменение реквизитов. Вы не просто оцениваете делового партнёра, что является начальным этапом должной осмотрительности, но и постоянно актуализируете сведения о нём.
Мониторинг и проверка контрагентов: в чём разница
Ключевое различие состоит в том, что обычная проверка показывает степень добросовестности предприятия на строго определённую дату. Да, Ваш сотрудник изучает виды деятельности фирмы, её учредителей, топ-менеджмент, аффилированность, данные о взысканиях, штрафах и судебных разбирательствах (детали этой процедуры Вы можете узнать из статьи «Коммерческая осмотрительность в 2025 году: как защитить бизнес от рисков»). Но он проводит анализ только на тот день, в который собрал все эти сведения, а такие данные могут утратить актуальность буквально через пару часов.
Мониторинг же предполагает перманентное наблюдение. На фирму-партнёра подали в суд или у неё сменился учредитель? Система это замечает и фиксирует. Так Вы не пропустите опасные перемены и вовремя скорректируете пеорядок взаимодействия.
Если интересующих Вас предприятий немного, то тщательно изучить и адекватно оценить степень их надёжности возможно и вручную. Проблема лишь в том, хватит ли ресурсов, включая рабочее время, у сотрудника, на которого возложена данная задача.
С постоянным отслеживанием всех контрагентов дело обстоит иначе. Реализовать это своими силами не представляется возможным. Потребуется или отдельный штат работников, занятых только обновлением информации, или автоматизация процесса — регулярная подгрузка данных о фирме из официальных источников.
Для простоты покажем главные различия в таблице:
Проверка | Мониторинг |
Ситуативное отслеживание изменений | Регулярная автоматизированная фиксация изменений |
Может быть ручной без применения спецсервисов | Спецсервис необходим для автоматизации обновлений |
Результаты сведены в отчёт о проверке | Электронный формат хранения данных, перенос на бумагу не требуется (в том числе и в связи с частой актуализацией данных) |
Польза мониторинга контрагентов
Постоянное наблюдение за компаниями-контрагентами — составная часть той самой должной осмотрительности, проявлять которую налоговики требуют от предпринимателей при подборе деловых партнёров. Оно нужно для минимизации коммерческих, репутационных и налоговых рисков, то есть, для своевременного прекращения сотрудничества с фирмой при падении уровня её благонадёжности.
Если налоговики обнаружат, что Ваш партнёр грешит уклонением от налогов или относится к подставным фирмам, заслуженно называемым в обиходе «прокладками», «поганками» и «помойками», то и Вас, добропорядочного предпринимателя, инспекторы могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды. А в этой ситуации ИФНС, руководствуясь статьёй 54.1 Налогового кодекса, сможет отказаться признавать часть Ваших расходов по налогу на прибыль в вычетах по НДС, что приведёт к доначислению налога, а также к пеням и штрафам.
Какие сведения доступны для онлайн-контроля и для чего они могут пригодиться, показано в следующей таблице:
Отслеживаемые изменения | Практическое применение |
Данные в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: юридический адрес, ОКВЭД, директор, учредители и т. д. | Указывает на важные факты, требующие дополнительной проверки.
К примеру, если у фирмы меняются учредители и гендиректор, то в скором ремени она может полностью перестроить свою бизнес-стратегию. А это означает повышение коммерческих и налоговых рисков. Если же у компании-партнёра отозвали лицензию, то он утратил право на выполнение лицензируемых работ. Вероятно, потребуется расторжение договора. |
Судебные разбирательства, в которых фигурирует партнёр | Показывает, какие претензии предъявлялись к компании другими участниками рынка.
Допустим, с Вашего покупателя хотят взыскать большую сумму задолженности. Стоит, самое меньшее, пересмотреть условия договора на предмет повышения предоплаты и сокращения сроков полного расчёта. |
Запуск исполнительных производств | Признак снижения финансового благосостояния. Следует пересмотреть сроки оплаты. |
Участие в госзакупках | Контроль за бизнес-активностью предприятия.
Сам факт наличия госконтрактов указывает на то, что хозяйственная деятельность фирмы реальна: организация ищет партнёров и поставляет товары. Но в то же время чрезмерно длинный список госконтрактов, тем более, не имеющих отношения к основному виду деятельности, говорит о больших затратах ресурсов, а это может плохо отразиться на результате работы. |
Обнаружение в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) | РНП — это перечень предприятий, не сумевших выполнить обязательства по контрактам, подписанным согласно 44-ФЗ или 223-ФЗ.
Справедливости ради следует отметить, что нарушение госконтракта и попадание в РНП возможно и по не зависящим от исполнителя причинам (пандемия, санкции, форс-мажорные обстоятельства). Но фирма вправе оспорить такое решение антимонопольщиков в суде. В судебной практике были случаи, когда суд признавал недействительность решения ФАС о включении предприятия в РНП. |
Залоги, их появление или погашение | Показывает, может ли фирма расплатиться с долгами
Если активы фирмы заложены, то при неуплате долга данное имущество (или вырученные за него средства) переходит к залогодержателю. Необеспеченный долг сможет долго оставаться неуплаченным без существенных потерь. |
Запуск процедуры банкротства | Вы как кредитор сможете вовремя предъявить свои требования, чтобы их включили в соответствующий реестр. Не успев это сделать в положенный срок, Вы рискуете так никогда и не получить деньги от должника. |
Ликвидация и реорганизация | Своевременное оформление перехода прав и обязательств по договору на правопреемника. |
Кому стоит воспользоваться мониторингом
Контроль благонадёжности деловых партнёров потребуется фирме, имеющей дело с множеством различных предприятий и ИП. Допустим, в торговле или в производстве, зависящем от поставщиков.
Онлайн-сервис для оценки контрагентов полезен для минимизации коммерческих и налоговых рисков. Нужно видеть актуальное состояние фирмы-партнёра, чтобы понимать, к примеру, следующее:
- какова перспектива погашения его долгов перед Вами
- есть ли риск задержки поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг
- какова вероятность претензий со стороны ИФНС за партнёрские отношения с этой фирмой
Профильные веб-сервисы позволяют не только проверить ИП или предприятие разово, но и непрерывно следить за развитием событий вокруг него, а значит, вовремя замечать существенные перемены и правильно реагировать на них. Пример такого веб-сервиса — API Контур.Фокуса.
Функционал API Контур.Фокуса
Контур.Фокус — это онлайн-система для проверки контрагентов. Вбейте в поиск ИНН или название фирмы, и сервис сразу сформирует отчёт о её работе.
API Контур.Фокуса — техническое средство для интеграции функций Фокуса в учётную систему Вашей организации. Оно даст автоматическое обновление сведений о деловых партнёрах. API Фокуса совместимо с разными ERP- и CRM-системами: Elma, 1С, Битрикс24, SAP, Creatio, CBS, Diasoft. Настройте в своей системе регулярные автоматические проверки с использованием данных API Фокуса, автообновление реквизитов, а также сообщения о новых событиях в жизни фирмы-партнёра.
Теперь Вы сможете вовремя заметить, что у компании сменился учредитель или юридический адрес, или она подала на банкротство.
Как API Контур.Фокуса взаимодействует с учётной системой
Порядок действий таков:
- Работники вводят в учётную систему информацию о новом деловом партнёре.
- API Контур.Фокуса автоматически подгружает реквизиты партнёра в систему.
- Затем API Контур.Фокуса подгружает туда и данные о нём из открытых и государственных источников.
- Готовый результат проверки загружается в учётную систему.
- При обнаружении изменений система выдаст Вам уведомление.
Переход на сторонние сайты не понадобится — работа ведётся в знакомом Вам интерфейсе учётной программы. После настройки решения, данные будут загружаться в систему автоматически.
Источники данных
Фокус ведёт сбор и анализ сведений из официальных государственных и не только источников. В таблице ниже приведены основные ресурсы, доступные для онлайн-контроля.
Источник | Информация |
Официальный сайт ФНС (сервис «Прозрачный бизнес: проверь себя и контрагента») |
|
Картотека арбитражный дел (КАД) |
|
ЕИС «Закупки» | |
Федресурс |
|
Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчётности (ГИР БО) | О бухгалтерской отчётности и финансовых показателях. |
Банк данных исполнительных производств | О задолженности, взыскиваемой через ФССП. |
Открытый реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации | О зарегистрированных за контрагентом товарных знаках. |
Единый реестр сертификатов соответствия и декларация о соответствии | О выпущенных бизнес-партнёром декларациях соответствия. |
Единый реестр проверок | О планируемых проверках. |
Ручная обработка такого множества источников, более того — ежедневная, крайне затруднительна. Автоматизация этой задачи с использованием API Контур.Фокуса позволит выполнить её всего за несколько минут.
Опции тарифов API Контур.Фокуса
Возможности | Базовый | Оптимальный | Универсальный |
Базовые данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Реквизиты, наименование, адрес, адрес регистрации и ликвидации, руководители, филиалы |
|||
Экспресс-отчет по контрагенту
Анализ информации из открытых и общедоступных источников |
|||
Информационная выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП | |||
Расширенные сведения на основе ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Учредители, уставной капитал, виды деятельности, регистрация во внебюджетных фондах, налоговый орган, история изменений, предшественники |
|||
Аналитические данные (более 100 маркеров благонадёжности компании)
Банкротства, ФССП, арбитраж, финансы, особые реестры ФНС, недействительность адреса/руководителя, задолженности по налогам, численность сотрудников и т.п. |
|||
История владения | |||
Исполнительные производства | |||
Государственные закупки в качестве заказчика и участника | |||
Реквизиты и аналитика по связанным организациям
Руководителю, учредителю, адресу, телефону |
|||
Информация о лицензиях, полученных в различных лицензирующих органах | |||
Бухгалтерская отчётность (формы 1 и 2) за 8 лет | |||
Финансовый анализ бухгалтерской отчётности | |||
Справочник телефонов
Автоматическое получение контактных телефонов по организациям |
|||
Банкротство юридических лиц | |||
Статистика по истцам в арбитраже | |||
Сертификаты и декларации соответствия | |||
Список потенциальных сайтов | |||
Товарные знаки | |||
Список договоров лизинга со стороны лизингополучателя | |||
Банки, в которых ранее были найдены счета организации | |||
Решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам |
Заключение
Мониторинг контрагентов позволяет наблюдать за деятельностью фирмы-партнёра непрерывно, отмечая изменения, чем он и отличается от проверки контрагентов. Благодаря этому Вы при необходимости сможете вовремя исправить порядок взаимодействия с этой фирмой, в том числе и вовсе отказаться от ставшего обременительным партнёрства.
Данная задача особенно важна для тех, кому приходится взаимодействовать с большим числом разнообразных контрагентов. А автоматизация этой задачи при помощи API Контур.Фокуса в разы сократит затраты рабочего времени на неё. Важно также, что сервис совместим со всеми популярными ERP- и CRM-системами.