8 800 551 36 30

Пандемия COVID-19, новые ограничения и неустойчивая экономическая ситуация отразились на развитии бизнеса и его потребностях. На рынке появились решения для автоматической проверки контрагентов, которые ранее были не востребованы или вовсе не существовали.

К новым тенденциям можно отнести:

  • запрос на простые и экономичные IT-разработки
  • мониторинг статуса клиентов и поставщиков
  • монетизация служб безопасности

Рассмотрим их суть, какие задачи они выполняют и почему становятся всё более востребованы.

Тенденция №1: Готовые решения

Пандемия усилила существовавший ранее запрос на коробочные решения. Бизнес стал предпочитать проектам, требующим дополнительные вложения, простые и экономичные IT-разработки.

С осени 2020 года увеличился рост заявок на готовые решения для автоматической проверки проекта API Фокуса. Заинтересованность бизнеса очевидна: “коробка” не только экономична, но и позволяет быстро решать задачи без сложных интеграций.

Интеграция — процесс разработки решений для работы с программами, передающими данные с использованием API. Это позволяет вести в нужной учётной системе автоматическую проверку контрагентов.

Пример

Онлайн-школа предлагает услуги по корпоративному обучению. Чтобы избежать налоговые риски, каждую организацию до момента заключения договора нужно проверить. Однако, ресурсов на тщательную проверку не было. Руководство школы решило перейти на автоматическую проверку контрагентов, в ходе которой система самостоятельно отсеивает юрлиц в зоне риска. Но воплотить в жизнь это было сложно, так как учётная система на тот момент ещё находилась на стадии разработки и интегрировать сервис было некуда. Чтобы не терять время, в школе решили воспользоваться уже готовым решением: скоринговый модуль, работающий как отдельное ПО. Компания получала отчёты о надёжности клиентов по данным модуля на основании выбранных ею критериев оценки. Отчёты можно предоставлять в налоговую важный фактор.

Когда компания разработала собственную учётную систему, она внедрила скоринговый модуль за 1,5 месяца (хотя обычно на интеграцию уходит около полугода). Модуль работает самостоятельно и не требует доработок.

Причины появления тренда на готовые решения

Появление тренда объясняется преимуществами готовых решений:

  1. Простота использования они не требуют больших затрат на интеграцию и легко настраиваются для выполнения индивидуальных задач.
  2. Доступные цены так как это готовое решение, не требуется тратить деньги на разработку и интеграцию. Разработка индивидуального решения требует участия команды дорогостоящих специалистов.
  3. Быстрый срок реализации на разработку и внедрение проекта нужно около 6 месяцев (как показывает опыт проекта API Контур.Фокуса). Разработка индивидуального решения по ТЗ компании занимает несколько месяцев.
  4. Подходит компаниям, которые работают в закрытых информационных системах (либо не имеют готовой системы). Крупные международные компании часто используют систему SAP, доступ к которой предоставляет зарубежная головная фирма. Доработку и интеграцию в такую систему согласовать очень сложно и зачастую невозможно. В таком случае лучше воспользоваться коробочным решением, работающим как отдельное ПО.
  5. Отсутствуют юридические сложности для интеграции и индивидуальной доработки: достаточно заключить дополнительное соглашение с вендором коробочного решения (подрядчики не нужны).

Так как есть разработки под конкретные сегменты рынка, практически под любую информационную систему можно подобрать готовое решение.

Например, есть локальные продукты для лизинговых компаний, предложения для юридического отдела, позволяющие вовремя отслеживать случаи банкротства, и для других проверяющих подразделений.

Проектом API Контур.Фокуса совместно с партнерами-интеграторами были разработаны более 10 готовых решений для пользователей 1С, Bitrix24, SAP, ELMA, Siebel и др. Помимо этого, в линейке проекта имеется собственный продукт — скоринговый модуль, работающий при надобности как отдельное ПО. Приложение позволяет получать данные по настраиваемым скоринговым моделям. С его помощью можно отслеживать важные изменения в статусах контрагентов, а также формировать отчёты для налоговой.

Тенденция №2: Ежедневный мониторинг контрагентов

Неважно, к какой сфере относится бизнес отслеживать статус контрагента нужно ежедневно. И всё большее количество компаний понимают это. Мониторинг актуален как для финансовых, торговых компаний, микрокредитных организаций, так и для промышленного сектора.

Под мониторингом понимают автоматическое наблюдение за изменениями по всем контрагентам или по конкретной группе.

Мониторинг позволяет своевременно узнавать про важные изменения у партнёров и быстро реагировать на них.

Теперь следить за статусом партнёров стали даже компании с базой из 300-500 юрлиц, хотя раньше мониторинг проводили организации с базой от 1 тыс. контрагентов.

Зачастую к мониторингу прибегают российские филиалы иностранных корпораций, которые, как правило, имеют небольшую службу безопасности. Контрагент проверяется только при заключении сделки, а на ежедневную проверку у сотрудников не хватает ни сил, ни времени. Повторный мониторинг проводится через год или при возникновении проблем. При лицензируемой деятельности риск получить штраф из-за изменения статуса контрагента очень высокий.

Пример: поставщик фармацевтической продукции получил заявку от аптеки на поставку лекарств. Сотрудник проверил на сайте Росздравнадзора, что аптека имеет действующую лицензию и одобрил заявку. По техническим причинам заказ отгрузили на следующий день, повторно не проверив статус клиента. Так как заявок было очень много, а проверка проводится вручную, оператор просто не успел всё проверить. Как выяснилось позже, Росздравнадзор отозвал у аптеки лицензию, спустя несколько часов после проверки. Поставщик получил штраф.

Вывод: компания могла бы избежать штрафа, если бы статус лицензии контрагентов проверялся ежедневно, например, с помощью мониторинга.

Причины появления тренда на мониторинг

Мониторинг помогает:

  1. Оптимизировать бизнес-процессы. Автоматизация оптимизирует работу отделов, участвующих в проверке. Пока рутинную работу выполняет система, сотрудники могут решать другие важные задачи. Помощь узких специалистов (юристы, сотрудники службы безопасности) требуется только для экспертизы.

Пример: крупная торгово-логистическая компания стала использовать автоматический мониторинг, а службу безопасности переориентировала на внутренние расследования случаев воровства на складах. Эта проблема как раз нуждалась в экспертизе и глубоком анализе. Результат поразил руководство: проблему не могли решить долгие годы, а сейчас уровень хищения товара сократился на 70%.

  1. Предупредить коммерческие риски. Компании, занимающиеся кредитованием клиентов, постоянно встречаются с риском невозврата задолженности. Только регулярный мониторинг поможет увидеть действительный уровень надёжности клиента и предвидеть ухудшение его положения. Сейчас, когда государство накладывает из-за пандемии коронавируса всё новые и новые ограничения на деятельность компаний, отслеживать состояние контрагентов особенно важно.
  2. Предупредить репутационные риски. Благодаря мониторингу, можно своевременно узнать о трудностях и принять необходимые меры, чтобы избежать проблем в будущем.

Пример: строительная организация заключила договор на поставку бетона. Поставщик задержал поставку, поэтому обязательства перед заказчиками по сдаче коттеджа не были выполнены в срок. Заказчик больше не обратится к этой строительной компании и никому её не посоветует. Если бы компания вовремя провела мониторинг, она бы узнала, что поставщик вряд ли сможет доставить товар своевременно.

  1. Предупредить налоговые риски.Мониторинг дополнительный аргумент в пользу того, что контрагент действительно надёжный, а совершённая сделка была реальной. Наблюдение поможет обосновать выбор определённого партнёра во время камеральной проверки. Если у контрагента возникнет задолженность по уплате налогов, вы сразу об этом узнаете на почту придёт уведомление.

Важно: наличие задолженности не всегда говорит о недобросовестности компании (могут быть и другие причины).

Тенденция №3: Монетизация службы безопасности

Круг обязанностей службы безопасности в крупных компаниях довольно велик:

  • проверять новых контрагентов
  • проводить собственные расследования, предупреждать риски и сводить их к минимуму (например, анализировать базу поставщиков и клиентов, выявлять юрлиц, находящихся в зоне риска, и своевременно менять условия сотрудничества с ними)
  • контролировать размер дебиторской задолженности контрагентов (не дожидаться её превышения)
  • сотрудничать с другими отделами: предоставлять им дополнительные сведения о клиентах и поставщиках

Компания может дать другим подразделениям непосредственный доступ к программам для проверки контрагентов.

Причины появления тренда на монетизацию службы безопасности

Причины:

  1. Изменилась роль службы безопасности. Уже недостаточно просто решать проблемы, необходимо не допускать их появление.
  2. Выросла ценность данных и методов программ по проверке поставщиков и клиентов для увеличения эффективности работы других отделов.

Пример 1: в программе по проверке контрагентов компания, занимающаяся розничной торговлей, объединила в общую систему все организации, работающие под популярным брендом. Она предоставила всем дочерним компаниям одинаковую систему лояльности, так как доверие к головной компании было на высоком уровне. Организации удалось найти постоянных благонадёжных покупателей.

Пример 2: отдел маркетинга анализирует уже имеющуюся базу контрагентов по критериям: финансовое состояние, уровень закупок, лицензии, сфера деятельности, адрес регистрации и т.д. Это позволяет определить целевых клиентов для новой продукции.

Анализ можно сделать и вручную, но это займёт много времени. Намного проще использовать готовые программы по проверке контрагентов, в которых имеется вся необходимая официальная информация о юридических лицах. К таким программам относится, к примеру, API Контур.Фокус.

Сервис позволяет:

  1. Настроить автоматическую проверку новых и уже действующих контрагентов.
  2. Получить быструю проверку за несколько минут.
  3. Отчёты о результатах проверки можно представлять в налоговую или суд.