В федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязывает компании наблюдать за операциями клиентов и вычислять лиц, производящих обналичивание денег и прочие сомнительные процедуры.
Организации, которые должны исполнять требования закона, называют субъектами 115-ФЗ. К ним относятся банки, лизинговые предприятия, бухгалтерии по обслуживанию, агентства недвижимости и прочее. Целиком перечень описывается в ст. 5 и ст. 7.1.
Кто отслеживает выполнение 115-ФЗ
В Российской Федерации функционируют органы-регуляторы, их цель — отслеживать соответствие закону в области ПОД/ФТ. К числу таких органов относят Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральную пробирную палату и Роскомнадзор.
Каждый субъект 115-ФЗ имеет собственного регулятора в зависимости от типа деятельности организации:
- Центральный банк занимается контролем функционирования банков, ломбардов, микрофинансовых предприятий, кредитно-потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов и участников рынка ценных бумаг по соответствию положениям ПОД/ФТ
- Росфинмониторинг занимается контролем агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых предприятий, бухгалтеров на аутсорсе, юристов, операторов по получению оплаты, лотерей и тотализаторов
- Федеральная пробирная палата занимается контролем ювелирной сферы
- Роскомнадзор занимается контролем операторов мобильной связи и Почты России
Алгоритм проведения контроля
Порядок контроля, в том числе развёрнутая статистика по нарушениям, не публикуется Росфинмониторингом из-за особенностей деятельности. Ведь регулятор не считается ведомством, занимающимся организацией контроля согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В период прошедшего года проверки не проводились. Весной произошла отмена моратория, в результате в текущем году могут быть инспектированы любые юридические лица и ИП, находящиеся под надзором ведомства, вне зависимости от их рода деятельности. Так сообщает Росфинмониторинг.
Контроль производится для выяснения соответствия положениям ПОД/ФТ организацией. Следует указать главные критерии, которые наиболее внимательно рассматривает регулятор:
- нахождение предприятия на учёте в Росфинмониторинге
- учреждение правил внутреннего контроля в организации
- назначение специального служащего или должностного лица
- частота проведения сверки клиентской базы с реестром террористов и экстремистов, распространителей оружия
- качество ведения клиентских анкет и их хранения
- отправка ФЭС о процедурах, подлежащих необходимому контролю
Ответственность за нарушение в области ПОД/ФТ описана в ст. 15.27 КоАП. Предприятие может получить взыскание в объёме от 30 тыс. до 1 млн. руб., функционирование может быть приостановлено на период до 60 суток, более того, организация может потерять лицензию.
Примеры нарушений
Следует рассмотреть некоторые ситуации, при которых в период выездного контроля регулятором были выявлены отклонения по 115-ФЗ.
Ошибки при заполнении ФЭС
Пример 1. Сотрудник Национального банка по Республике Татарстан осуществил контроль кредитного потребительского кооператива под названием «Финанс-кредит». В итоге обнаружились нарушения в заполнении работниками КПК формализованных электронных сообщений по итогам сверки клиентов с перечнем террористов, экстремистов и распространителей оружия. Таким образом выявлены нарушения требований пп. 7 п. 1 ст. 7 и п. 6 ст. 7.5 115-ФЗ.
«Финанс-кредит» привлёкся к ответственности административного характера по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ: выписано взыскание в объёме 56 тыс. руб. Кооператив составил жалобу и направил её в Арбитражный суд с просьбой замены взыскания на предупреждение.
Согласно законодательству, кредитные потребительские кооперативы обязываются:
- производить сверку базы клиентов с физлицами и юрлицами, к которым применялись меры для замораживания или блокировки средств или прочего имущества, минимум единожды в 3 месяца (пп. 7 п. 1 ст. 7 115-ФЗ)
- соотносить базу клиентов с реестром распространителей оружия массового поражения как минимум единожды в 3 месяца (п. 6 ст. 7.5 115-ФЗ)
- осуществлять отправку ФЭС с итогами проверок (Указание Банка России от 17.10.2018 № 4937-У)
Кооперативу ранее была назначена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Арбитражный суд отказал в удовлетворении апелляции предприятия.
Пример 2. В период проверки регулятором ООО «Ломбард «Рублев-Град» оказалось, что работники предприятия некорректно оформляли ФЭС: вводили данные в поля с ошибками, подбирали неверные наименования для сообщений. Более того, было неверно произведено составление правил внутреннего контроля.
Регулятором было вынесено постановление о назначении предприятию административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. Общество направило в Арбитражный суд заявление о признании постановления незаконным. Тем не менее, суд не удовлетворил данное требование.
Проверка соблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ
Одно из самых распространённых заблуждений: организация не состоит на учёте регулятора, поэтому не должна выполнять требования закона. Проверкой соблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ занимается не только регулятор и штрафов по 115-ФЗ не избежать.
Пример 3. Ярким примером такого случая стало дело агентства недвижимости «Регион» в Московской области. Организация не состояла на учёте в Росфинмониторинге, хоть и попадала под действие ст. 5 115-ФЗ, таким образом обязана была следовать требованиям закона. В результате прокурорской плановой проверки было выявлено несоблюдение сотрудниками 115-ФЗ в части некоторых положений:
- агентство не состоит на учёте в Росфинмониторинге
- организацией не учреждены правила внутреннего контроля
- сотрудники не закончили обучение по ПОД/ФТ
- специалисты не занимаются сверкой клиентов, которые были обслужены, с перечнями террористов, экстремистов и распространителей оружия
Прокуратурой было вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ. Агентству был назначен штраф от Росфинмониторинга в размере 60 тыс. руб.
Представители агентства предпринимали попытки оспорить постановление прокуратуры в арбитражном суде, настаивая на том, что их деятельность нельзя причислить к указанной в 115-ФЗ, ведь они не предоставляют посреднические услуги при организации сделок купли-продажи, а лишь проводят консультации.
Тем не менее, суд отметил предоставление агентством посреднических услуг при купле-продаже недвижимости, что подтверждается данными из устава и выписки из ЕГРЮЛ. Иск риелторов не был удовлетворён.
Пример 4. Подобные нарушения были выявлены ИФНС в деятельности организации «Дональд Трейд Плюс», занимающейся распространением лотерейных билетов.
Согласно ст. 5 115-ФЗ к перечню организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или прочим имуществом, причисляют «организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной̆ форме». В результате компания «Дональд Трейд Плюс» обязана принимать меры в целях ПОД/ФТ.
Согласно документации дела, налоговая произвела проверку и обнаружила нарушения норм 115-ФЗ:
- компанией не были составлены правила внутреннего контроля
- не был создан личный кабинет на платформе Росфинмониторинга для сверки клиентской базы со списками террористов и экстремистов
Налоговой было вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения. «Дональд Трейд Плюс» попытался оспорить это заключение, тем не менее, этот иск не был удовлетворён Арбитражным судом.
Как подготовиться к проверке регулятора
Соблюдение требований законодательства — это самый надёжный способ обезопасить себя от штрафов и прочих нежелательных последствий проверки.
Росфинмониторингом была разработана памятка для субъектов закона из ст. 5 и ст. 7.1, содержащая в себе подробные инструкции по соблюдению норм 115-ФЗ.
Организация системы по внутреннему контролю
Организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями мер, включающих в себя:
- разработка ПВК и своевременное их обновление
- назначение сотрудника, ответственного за соблюдение ПВК
- постановка на учёт в Росфинмониторинге
- регистрация личного кабинета на сайте Росфинмониторинга
Ведение внутреннего контроля
Осуществление внутреннего контроля — реализация организациями правил внутреннего контроля, включающая в себя:
- ведение идентификации клиентов, бенефициарного владельца
- выявление операций, подлежащих обязательному контролю
- оценивание рисков и блокировка средств на счёте клиента или его возможности распоряжаться имуществом в случае выявления признаков ОД/ФТ, также необходимость сообщать об этом в Росфинмониторинг
- проведение обучения работников
Облегчить работу по ПОД/ФТ помогут облачные сервисы, такие как Контур.Призма. Система производит автоматизацию сбора информации о клиентах, составления анкет и сверки с перечнями. Также она способствует прозрачности результатов проверок и простой их демонстрации регулятору в случае проверки.