8 800 551 36 30

Если проверить контрагента лишь поверхностно без внимательного изучения деталей и последующего мониторинга изменений, сотрудничество с ним может повлечь за собой просрочку дебиторской задолженности (от неё можно подстраховаться определением метода обеспечения партнёрских обязательств), разбирательства в суде и потерю денег на судебные издержки, уплату НДС при реализации, доначисление налогов, невыполнение решения суда, а в итоге — убытки. Давайте рассмотрим, по каким критериям следует оценивать риски в работе с партнёрами и что считать тревожными симптомами.

Отслеживая изменения в делах партнёра, обязательно обращайте внимание на судебные разбирательства и исполнительные производства, на подачу заявления о банкротстве и на приостановку движения по счетам по требованию налоговиков. Подобные факты говорят либо о неуплате обязательных платежей, либо о несдаче бухотчётности. Вот почему пренебрегать наблюдением за контрагентом рискованно.

Ещё одна группа возможных неприятностей связана с неполным пакетом запрошенных документов. Налоговые инспекторы могут увидеть в этом отсутствие должной осмотрительности и партнёрство с неплатёжеспособной компанией или фирмой-однодневкой.

Какие риски следует учитывать при подписании договоров

Наиболее важные меры при подписании и выполнении договора — включить в тело договора потенциально проблемные условия, проверить полномочия сотрудника, который ставит подпись на договоре, и проконтролировать выполнение работ с использованием чек-листа. Иначе договор признают незаключённым либо его сложно будет выполнить.

  1. В договоре отсутствуют нужные Вам условия либо присутствуют нежелательные.

Возможное рискованное условие — оплатить выполненные работы или оказанные услуги в течение 5 рабочих дней с момента выставления счёта. Эти 5 дней отсчитываются со дня предъявления счёта, что непросто доказать как юридический факт.

  1. Выполнение договора не проконтролировано (чревато просрочкой выполнения обязательств и штрафами).

Избежать этого поможет чек-лист, составленный юристом после подписания договора. Чек-листом можно дополнить лист согласования либо сам договор.

Такой документ даст возможность исполнителю, напрямую работающему с партнёром, отчётливее представить, какие именно условия должен выполнить контрагент и представляемая им фирма.

  1. Отсутствует лицензия на нужный вид деятельности или разрешение для выполнения работ.
  2. Отсутствуют полномочия для подписания договора.

Необходимо убедиться, что представитель компании, который по доверенности подписывает от имени этой компании документы, действительно вправе это делать. Для подтверждения такого права может потребоваться дополнительный документ.

  1. Валютный контроль: тут можно столкнуться с ненадлежащим способом выполнения обязательств, что ведёт к штрафам.

Вышеперечисленные риски чреваты следующими неблагоприятными явлениями:

  • договор могут счесть незаключённым, то есть таким, где участники не согласовали значимые условия в соответствии с нормами гражданского права
  • нет явного способа обеспечения обязательств. Возможное решение — можно прописать в договоре неустойку на случай, если партнёр не выполнит свою часть сделки. Например, он должен будет заплатить штраф или выплачивать фиксированную сумму каждый день.
  • осложнено выполнение договора

Допустим, сдача-приёмка выполненных работ по договору подряда предполагает, что заказчику необходимо сдать определённый набор документов (к примеру, КС-2, КС-3, форма КС6А, акт выполненных работ или справка о стоимости выполненных работ). Когда требуется предоставлять несколько экземпляров подобных документов, притом часть в печатном, а часть в электронном виде, а работают с данным контрактом более 20 человек, могут возникнуть трудность с пониманием всех условий и правильной подготовкой документов.

Из-за этого сдача выполненных работ окажется невозможной, что выльется в просрочку выполнения обязательств, штрафы и, как следствие, убытки.

  • просрочено выполнение обязательств
  • договор оказался юридически недействительным

Перечисленные проблемы могут повлечь за собой невыполнение партнёром условий контракта и задержку получения денег. Фирма столкнётся со штрафами и с просрочкой дебиторской задолженности.

К убыткам это, впрочем, приводит не всегда. Можно уменьшить риски при правильной работе как в досудебном, так и в судебном порядке, а также с применением неустойки.

Организация мониторинга контрагентов

В первую очередь следует озаботиться автоматизацией бизнес-процессов по проверке контрагентов и их отслеживанию.

Для уменьшения рисков при подписании договора и последующем деловом партнёрстве начните с проверки его платёжеспособности.

Помните также о контроле за соблюдением норм местного законодательства. Отрегулируйте действия работников, направленные на проверку и мониторинг партнёров (эту задачу могут выполнять начальник, аудитор либо сами работники).

Не стоит забывать о должной осмотрительности, поскольку связи с подставными компаниями, невыполнение финансовых обязательств чреваты штрафами и судебными исками.

Яркий пример — дело А55-2994/2017 АС Самарской области. Завод «Продмаш» потребовал признания незаконности действий ИФНС, которая доначислила НДС и налога на прибыль, а также штраф и неустойку в размере, превышающем 60 миллионов рублей. Решение первой инстанции, однако, было отменено апелляционным постановлением. Последующие попытки «Продмаша» повлиять на судебный акт апелляционной инстанции потерпели крах. Допрос работников фирм показал, что отдельные граждане при подписании договоров на самом деле отбывали тюремный срок или были уже мертвы.

Можно уменьшить потенциальную опасность сотрудничества, если получить от партнёра необходимые документы и в дальнейшем хранить их. Запрашивать требуется следующие документы:

  • учредительные документы: устав, ОГРН, свидетельство о государственной регистрации, ИНН, протокол или решение о назначении гендиректора, приказ о его назначении
  • копию карточки, содержащей образцы печати и подписей для сравнения подписи на Вашем договоре с подписью, зафиксированной в банке, у единоличного исполнительного органа, который подписывает контракт
  • договор аренды на заявленный юридический адрес
  • подтверждение наличия производственных мощностей у партнёра (если партнёр занимается строительством или сдаёт в аренду спецтехнику, это могут быть документы, подтверждающие право собственности на транспорт или спецтехнику; если же он сдаёт недвижимость, поможет договор аренды либо свидетельство о праве собственности на неё).

Корреспонденция с партнёром и присланные им коммерческие предложения тоже полезны. Они продемонстрируют налоговикам Ваше общение с потенциальным партнёром, процесс выбора партнёра, подтверждение производственной мощности, ценовую политику, наличие регламента подбора поставщиков, что послужит аргументом в Вашу пользу при возможном конфликте.

Использование наблюдения за контрагентом в Фокусе поможет принять своевременные меры безопасности и скорректировать совместную работу.