Перед началом сотрудничества с контрагентом очень важно провести его проверку, в том числе проверить его связи. Для специалиста службы безопасности это одна из самых сложных и трудоёмких задач.
На примере двух типичных случаев из крупного бизнеса мы разберём, к чему может привести некачественная проверка контрагента, и посмотрим, как с помощью API Контур.Фокуса можно автоматизировать этот процесс и избежать больших финансовых потерь.
Случай № 1. Транспортная компания не проверила связи поставщиков и в результате переплатила на тендере 500 тысяч рублей
Начало. Транспортная компания запустила конкурс на поставку автозапчастей. Заявки на участие подали 3 компании (А, B, C). Была проведена первичная проверка всех участников, в результате которой рисков не обнаружили.
Выявление проблем. После проведения торгов выяснили, что все 3 участника тендера связаны между собой:
- владелец компании А является бывшим совладельцем 2-ух других компаний-претендентов – В и С (при регистрации компаний был указан одинаковый номер телефона)
- компания В является учредителем компании А
Итог. Участники конкурса договорились о цене, в результате чего транспортная компания провела невыгодный конкурс и переплатила 500 тысяч рублей.
Случай № 2. Оптовая компания не проверила связи нового поставщика и получила доначисление НДС на 5 млн рублей
Начало. Крупная оптовая компания начала сотрудничество с новым поставщиком, чей руководитель является давним знакомым замдиректора компании-оптовика. Перед началом работы с контрагентом его проверили формально, однако подозрительных фактов не выявили и не придали большого значения связям нового контрагента.
Выявление проблем. Нетщательная проверка поставщика оказалась большой ошибкой. Компания контрагента закрылась через пару месяцев путём альтернативной ликвидации, что привлекло внимание налоговой. ФНС начала проверку всех сделок этой компании и выявила, что её директор ранее фигурировал в нескольких фирмах-однодневках. Крупную оптовую компанию заподозрили в сотрудничестве с фирмой-однодневкой.
Что в итоге. Поскольку служба безопасности оптовика не проводила качественную проверку, в суде не смогли доказать, что на момент заключения сделок у контрагента не было никаких признаков технической компании. В результате оптовику доначислили крупную сумму НДС – 5 млн рублей. Также позже выяснили, что новый контрагент предоставлял услуги по завышенной цене.
Почему не всегда проверяются связи контрагентов
Компании из рассмотренных случаев могли бы избежать опасного сотрудничества, если бы в регламенте проверки нового контрагента присутствовал анализ связей. Чтобы провести качественную проверку связей, нужно сопоставить компании друг с другом и оценить, как сотрудники могут повлиять на деятельность этих компаний. У специалиста, который сильно загружен работой, не хватит времени провести такую оценку. Помимо того, что построение связей вручную через ИНН каждого сотрудника – очень трудоёмкая и рутинная работа, вероятность ошибок очень велика.
Практика показывает, что на ручную проверку одной компании опытный специалист службы безопасности в среднем тратит не менее 15 минут, а на анализ связей требуется ещё 2-3 часа. Такую проверку вполне можно выполнить, если у компании в день до 5 новых контрагентов. Когда контрагентов в день более 100, то просто нереально выполнить качественную проверку.
Автоматизация для усиления проверки контрагентов
Для оптимизации процесса проверки контрагентов есть специальные сервисы, к примеру, Контур.Фокус. Через API сервис интегрируют в учётную систему компании, после чего он «подтянет» сведения о контрагенте из открытых и официальных источников и отобразит их в одном окне. Для проведения проверки потенциального партнёра достаточно будет указать его ИНН.
Данные API Контур.Фокуса позволят автоматически оценивать благонадёжность клиентов и поставщиков по регламенту компании, а при надобности – настраивать собственные критерии проверки. С использованием сервиса можно будет проверить новых клиентов и поставщиков, дебиторов, участников закупок и т.д.
Упрощение оценки связей с API Контур.Фокуса
С API Контур.Фокуса можно провести детальный анализ связей контрагентов: находить все связи и определять их тип. Это поможет:
- оценить, как одна компания влияет на другую
- быстро находить наиболее важные взаимосвязи
Сервис ищет ближайшие связи по первому колену, а если компании связаны через общее физлицо или юрлицо, по ближайшим ассоциативным связям. Возможности сервиса позволяют определять связи по владению, управлению и правопреемству. Помимо этого, данные можно получить не только по актуальным связям юрлица, но и по историческим.
Если для ручного поиска таких зависимостей потребуются часы, то автоматизированная проверка займёт несколько минут.
Автоматический поиск связей можно использовать для разных сценариев: проверка потенциального партнёра, выявление тендерного сговора и др.
Благодаря такому способу проверки контрагентов можно снизить загруженность специалистов, минимизировать риски и избежать больших финансовых потерь.