Предприниматели в ведении своей деятельности не застрахованы от налоговых рисков. На фоне увеличения количества выездных налоговых проверок (в 2021 году – на 32% больше, чем за 2020 год) возможность заинтересовать ФНС возрастает, а вместе с этим и повлечь возможные неблагоприятные последствия. Разбираемся, какие ошибки в применяемых методах налоговой оптимизации могут повлечь за собой неблагоприятные последствия, а также как оценить и снизить налоговые риски.
Понятие налоговых рисков
Официально закреплённого в законодательстве о налогах и сборах понятия налоговых рисков нет. Для бизнеса налоговые риски – это возможные неблагоприятные имиджевые, финансовые и другие последствия, связанные с ошибками в применяемых методах налоговой оптимизации.
В результате обхода или игнорирования требований Части 1 и Части 2 Налогового кодекса РФ возникает опасность финансовых потерь и неважно, было ли это преднамеренным или случайным. Череда нарушений привлекает пристальное внимание налоговых инспекторов и приводит к проведению внеплановой проверки организации.
Одна из самых распространённых причин появления налоговых рисков – это неграмотный подход предпринимателя к уплате налогов. Организация может нарушить законодательство, если просто не уделяет должного внимания юридической гигиене: игнорирует изменения в законодательстве, не отслеживает судебную практику по основным налоговым вопросам и спорам, связанным с основным родом своей деятельности, некорректно составляет первичную документацию и халатно оформляет договорные отношения, использует устаревшие методы оптимизации налогообложения или не занимается проверкой контрагентов на добросовестность.
Виды налоговых рисков
Классификация рисков ведется по десяткам параметров. Рассмотрим налоговые риски, классифицированные по типам нарушений, по времени появления и по характеру возникновения. По типу нарушения налоговые риски бывают следующие.
Риски налогового контроля возникают вследствие совершённых умышленно или по неосторожности правонарушений. Последствиями таких нарушений является доначисление налогов, пени и штрафов, что предусмотрено статьями 116-135 Налогового кодекса РФ. Законопослушные налогоплательщики несут невысокие риски налогового контроля. Их случайные ошибки будут обнаружены в ходе проведения камеральных налоговых проверок.
Риски уголовного преследования возникают в результате выявления неуплаты налогов, размер которой превышает 100 000 рублей. Выявленное правонарушение приводит к возбуждению уголовного дела и влечёт за собой финансовые потери, предусмотренные статьями 194, 198, 199 Уголовного кодекса РФ.
По характеру возникновения риски налогового контроля классифицируют на внешние и внутренние.
Внешние налоговые риски не связаны с основной деятельностью организации, а зависят от внешних обстоятельств и макроэкономических факторов, приводящих к изменениям в законодательстве.
Внутренние налоговые риски связаны с основной деятельностью организации и выбранными ею системой налогообложения, контрагентами, кадровым составом, квалификацией кадрового состава и пр.
По времени появления налоговые риски подразделяются на риски:
- до возникновения спорной ситуации с налоговыми органами, например, при взаимодействии с недобросовестными контрагентами
- во время проведения налоговой проверки, например, при оказании некачественной юридической помощи по вопросам налогообложения
- в процессе споров с налоговым органом, например, во время досудебного обжалования или судебного разбирательства.
Налоговые риски при заключении договоров
При определении суммы налогов к уплате важнейшей статьей являются расходы, понесенные организацией в процессе своей деятельности. Налоговый орган признаёт расходы, если они обоснованы целью получения доходов и документально подтверждены. Наибольшая вероятность ошибок кроется в некорректном составлении первичной документации и халатном оформлении договорных отношений, что влечёт за собой споры в документальном подтверждении расходов.
Если договор между контрагентами составлен некорректно, ФНС может признать его частично или полностью недействительным для целей налогообложения, переквалифицировать его в другой вид договора или вовсе признать незаключённым. В этом случае и расходы по этому договору будут признаны недействительными или необоснованными целью получения доходов, и предпринимателю будут дополнительно начислены суммы налогов, а также пени и штрафов.
Примерами таких ошибок, влекущих за собой признание сделки недействительной и, как следствие, доначисление налогов, могут являться:
- ошибка в формулировки предмета договора, отсутствие согласований существенных условий договора — например, в договоре неправильно определён предмет договора – услуга вместо поставки, отсутствуют указания на количество и наименование товара, не определён вид работ и сроки их выполнения
- несоблюдение предусмотренных законом форм заключения договора— например, игнорирование требований об обязательном заверении сделки нотариально
- наличие признаков трудового договора в договоре подряда — например, наличие указаний на трудовые функции, место и режим работы, условия оплаты труда.
Обнаруженные налоговым инспектором указанные нарушения повлекут за собой исключение связанных с ними расходов из базы для расчёта налога на прибыль организации, а также из налоговых вычетов по НДС.
Кто несёт налоговые риски
Налоговые риски несет любое российское юридическое лицо, умышленно или по неосторожности не соблюдающее законодательство, ведущее подозрительную, по мнению налогового органа, деятельность.
Высокие налоговые риски возникают у компаний, которые:
- игнорируют проведение проверки контрагентов на добросовестность
- допускают некорректное ведение документации транзакции и делопроизводства в целом
- пытаются скрыть настоящий уровень доходов и расходов с целью ухода от налогообложения
- занимаются искусственным «дроблением» бизнеса
- подают запрос на «сверхнормативные» вычеты
- игнорируют изменения в законодательстве и не следят за судебной практикой по налоговым спорам
- не проводят самостоятельного контроля с целью профилактики нарушений налогового законодательства
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
Существует 12 критериев самостоятельной оценки налоговых рисков, утверждённых Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», на которые в обязательном порядке обращают своё внимание сотрудники ФНС при проведении оценки деятельности организации:
- Налоговая нагрузка предприятия имеет показатель ниже среднего уровня налоговой нагрузки в этой отрасли
- Наличие убытков на протяжении нескольких налоговых периодов
- Размер налоговых вычетов по НДС за 12 месяцев равен либо превышает 89% от суммы начисленного налога за этот период,
- Темп роста расходов опережает темпы роста доходов от реализации товаров, работ или услуг
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
- Неоднократное приближение организации к предельным значениям установленных Налоговым кодексом РФ показателей, дающим право применять специальные режимы налогообложения.
- Отражение сумм расхода, максимально приближённых к суммам дохода, полученного за календарный год.
- Построение организацией своей финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договорных отношений с «недобросовестными» контрагентами или без обоснования экономических причин.
- Непредставление пояснений на уведомления и требования налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Неоднократное изменение юридического адреса, «миграция» между налоговыми органами.
- Уровень рентабельности организации не соответствует уровню рентабельности для данной сферы деятельности.
- Ведение организацией своей финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды путём применения схем уклонения или участия в схемах уклонения от налогообложения.
Согласно рекомендациям ФНС организация может самостоятельно проанализировать свою деятельность по приведённым выше критериям и оценить свои налоговые риски. Если в результате оценки выявится соответствие одному или нескольким критериям рисков, это значит, что есть высокая вероятность проведения выездной налоговой проверки, а также причинения имиджевого и финансового ущерба бизнесу.
Налоговый риск-менеджмент
Грамотное управление налоговыми рисками внутри организации позволит своевременно выявить потенциальный ущерб для деятельности и уменьшить нежелательные финансовые потери.
К мерам, позволяющим существенно снизить внимание и требования налогового органа, относятся: правильная и своевременная оценка налоговых рисков организации, регулярное проведение аудита, повышение прозрачности учётных процессов.
Управление финансовыми, налоговыми, юридическими, репутационными и другими рисками выводятся крупными компаниями в отдельную структуру управления, где проверяется каждый «шаг» на соответствие требованиям законодательства. В малых и средних предприятиях такую задачу зачастую выполняют бухгалтера и юристы.
Несомненно, любому бизнесу сегодня помогают это делать специальные сервисы, которые могут вовремя предупредить об изменениях в текущем законодательстве, о судебной практике по важным налоговым спорам, которые сообщат о «недобросовестности» выбираемого контрагента, а также помогут корректно подготовить налоговую и бухгалтерскую отчётность и своевременно направить её в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Конечно, такую проверку можно вести вручную, но, когда партнёров по бизнесу много, всегда существует риск упустить важную деталь. Во избежание таких ситуаций существуют автоматические сервисы комплексной проверки контрагентов, например, API Контур.Фокуса. Сервис собирает актуальную информацию из официальных источников о юридических лицах, предпринимателях и их должностных лицах (учредителях, руководителях) и отображает в привычной информационной системе. Отчеты о результатах проверки по данным API Контур.Фокуса можно представлять в ФНС или суде.