8 800 551 36 30

В мире бизнеса легко связаться с недобросовестными контрагентами и фирмами-однодневками, что повлечёт за собой неприятности. В судебных разбирательствах довольно часто фигурируют выражения «проблемные контрагенты», «отсутствие должной осмотрительности». Чтобы избежать проблем, необходимо проявлять должную осмотрительность.

Что такое «должная осмотрительность»

В законодательстве нет чёткого определения этому понятию, но если говорить в общем, то проявлять должную осмотрительность – означает проводить комплексную проверку информации о контрагенте: его репутацию и финансовое положение, – чтобы определить, может ли он исполнить свои обязанности по договору. Это предупредит возможные риски, включая налоговые.

Ответственность за своевременную проверку контрагента лежит на юридическом лице. Налоговую выгоду могут признать необоснованной, если налоговая докажет, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность и осторожность (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Чтобы избежать доначислений и штрафов, налогоплательщику нужно доказать, что он проявил должную осмотрительность.

Рассмотрим, зачем нужно проверять контрагента на добросовестность и как это правильно сделать.

Зачем нужно проверять контрагентов

Прежде чем заключить договор, необходимо проверить контрагента, чтобы обезопасить себя от возможных рисков. Это одно из основных правил успешного ведения бизнеса.

Недобросовестные компании умеют хорошо маскироваться и демонстрировать свою благонадёжность. Но изобилие рекламы, красивый офис, вежливый персонал, словесные доказательства больших возможностей и экспертности в определённых вопросах не всегда доказывают надёжность организации. За этим всем могут скрываться долги, неуплаченные налоги, судебные иски, неплатёжеспособность и банкротство. Поэтому необходима тщательная проверка контрагентов, а не только изучение их документов.

Выделяют 3 главных риска, которым подвержено юридическое лицо (включая ИП) при выборе контрагента: финансовый, репутационный и налоговый. Рассмотрим каждый из них детально.

Финансовый риск

Примеры:

  1. Организация переехала в новый офис и заказала у фирмы услугу по комплексному ремонту. В итоге ремонт сделали плохо, а исполнитель пропал. На исправление пришлось потратить ещё треть первоначального бюджета.
  2. Выплатили поставщику аванс, но их отгрузку товаров он не сделал.
  3. Строительная организация не получила оплату за большой объём выполненных работ – заказчик упорно затягивает расчёт.

Таких историй очень много. В основном они заканчиваются судебными процессами. Несмотря на потраченное время и силы, порой всё же получается вернуть свои деньги, но бывают и обратные ситуации.

Репутационный риск

Для компании, которая нацелена на успех и дальнейший рост, важно иметь хорошую репутацию. Сотрудничая с недобросовестными контрагентами, можно практически безвозвратно запятнать её.

Пример: организация строит коттедж и по некоторым причинам не может самостоятельно выполнить сантехнические работы. Для этого она нанимает специалиста, оплачивает ему аванс, после чего он пропадает. В итоге организация теряет деньги и затягивает сроки сдачи объекта. Хозяин коттеджа злится. Скорее всего, повторно он уже не обратится в данную организацию и точно не порекомендует её своим знакомым.

Ситуации бывают намного хуже.

Налоговый риск

Из-за сотрудничества с недобросовестными контрагентами организация может обрести проблемы с налоговой. Она может получить отказ в применении налогового вычета, если выяснится, что контрагент ведёт деятельность незаконно, не оплачивает налоги либо является фирмой-однодневкой.

Чтобы предотвратить попытки получения необоснованной налоговой выгоды, в 2017-ом ввели ст. 54.1 НК РФ: теперь, чтобы получить налоговый вычет, требуется подтверждать реальность выполнения договора самим налогоплательщиком либо другим лицом, согласно имеющимся договорным отношениям. Нужно доказать, что сделка была выполнена именно тем контрагентом, с которым был заключён договор.

Нужно определить платёжеспособность контрагента, имеет ли он возможность и право выполнять определённую деятельность. Если говорить об оказании услуг, нужно проверить, есть ли лицензия, а также необходимые ресурсы для осуществления деятельности.

Для чего необходимо проверять контрагентов перед заключением договора, мы выяснили. Теперь разберёмся, что для этого нужно сделать.

Как проверить контрагента

На что обратить внимание:

  1. Основные документы контрагента, включая выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  2. Финансовые показатели (баланс, отчёт о прибылях и убытках и другие).
  3. Наличие судебных дел.
  4. Платёжеспособность контрагента, отсутствие начатой процедуры банкротства.
  5. Информация по состоянию расчётов с налоговой и фондами: наличие штрафов ФНС, задолженностей, невыполненных обязательств.

Подробно с данной информацией можно ознакомиться на сервисе проверки контрагентов Контур.Фокус. Помимо этого, с помощью данного сервиса можно:

Благодаря тому, что в одном сервисе собрана вся нужная информация о контрагенте, проверка будет быстрой и удобной.