8 800 551 36 30

Первой попыткой установить правила и описать подход законопослушного налогоплательщика к подбору деловых партнёров стало Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Прошло 15 лет, но большинство бизнесменов до сих пор полагает, что проверку контрагента можно свести к сбору основных данных из публичных источников. Базовые данные, конечно, необходимы, но, как доказала судебная практика, ограничиваться ими уже далеко не достаточно.

Предпринимателям нужно знать позицию ФНС: какие следует принимать меры предосторожности и в каких масштабах, почему привлекают к ответственности за сотрудничество с недобросовестным партнёром и каким образом это предотвратить.

История практики проверки контрагентов

С 2010 года начала копиться обширная судебная практика, касающаяся работы с контрагентами. В подобных разбирательствах поднимался вопрос о применимости налогового вычета: вправе ли юрлицо принять к вычету входной НДС от данного поставщика и учесть расходы для вычета по налогу на прибыль.

Вычеты по НДС и налогу на прибыль изначально рассматривались как отдельные вопросы, но эти вопросы периодически пересекались, когда суды определяли допустимость принятия расходов при расчёте налога на прибыль.

Параллельно государство всё активнее боролось с фирмами-однодневками и с неправомерными вычетами и возмещениям по НДС. Набиралась судебная практика и по этой тематике. Трудность была вот в чём: налогоплательщики не понимали, как подтвердить свою добропорядочность при выборе партнёров по бизнесу. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 стало первой законодательно закреплённой инструкцией для них.

Авторы постановления попытались сформулировать правила и оптимальное поведение как налогоплательщиков, так и налоговиков. Тогда и была создана концепция необоснованной налоговой выгоды, а также введена иная терминология, применяемая и сейчас в судебных заседаниях, где решаются вопросы о заявленных вычетах.

Принцип выбора компаний для выездных налоговых проверок изменился до 2010 года. Минфин и ФНС начали публиковать письма о мерах, которые помогут налогоплательщику доказать инспекторам должную осмотрительность в выборе партнёров по бизнесу.

2010 год внёс ещё больше ясности: была создана АСК НДС-2 — автоматизированная система контроля за возмещением НДС. К тому времени стало очевидно, что налоговые инспекторы взяли на вооружение системный подход к теме вычетов и коммерческой осмотрительности, откуда следовало, что системным подходом должен ответить и бизнес.

В 2017 году в Налоговый кодекс внесли статью 54.1 НК РФ, направленная против злоупотребления правом. Теперь требуется реальность сделки и её осуществление тем же партнёром, которого указали в документах. Участники сделки не должны стремиться к неуплате или недоплате налогов.

Изменение целей налоговых проверок

Вначале главной целью проверок была борьба с однодневками. ФНС стремилась найти и уничтожить фирмы, созданные ненадолго и без цели вести реальную хозяйственную деятельность. Методика проверки деловых партнёров выработалась именно в процессе охоты на «Рога и копыта».

Разработка методов проверки контрагентов

Большую роль сыграло внедрение АСК НДС-2. Система позволила прямо в онлайн-режиме отслеживать случаи, когда в бюджете отсутствует источник для возмещения сумм, предъявляемых к вычету.

ФНС стала выпускать письма, раскрывающие служебные методики проверки контрагентов. Был сформулирован риск-ориентированный подход, в соответствии с которым налогоплательщики делятся на группы с разными значениями фактора риска. Строгость налогового контроля зависит от этого фактора.

Проверка поставщиков второго уровня и далее

Налоговые инспекторы начали проверять достаточную осмотрительность при подборе поставщиков далее, чем первого уровня. Поэтому сейчас, что подтверждается судебной практикой, мало формально показать налоговикам должную осмотрительность, предъявив минимальный набор документов, доказывающих факт существования данного делового партнёра.

Налоговики теперь вникают в подробности. Они стремятся понять, насколько Вы осознаёте, останавливая выбор на конкретном контрагенте, конкретной цепи поставщиков или определённой бизнес-модели, что сотрудничаете с благонадёжной компанией и что такой выбор влияет, помимо Вашей финансовой выгоды, ещё и на государственные интересы.

ФНС настаивает, чтобы предприниматели детально изучали своих потенциальных партнёров, то есть, прикладывали самостоятельные усилия, чтобы выяснить:

  • достаточность экспертизы у поставщика
  • давно ли существует его предприятие
  • наличие у исполнителя активов, необходимых для реализации поставленных перед ним задач, то есть, в состоянии ли он в принципе эти задачи выполнить

Фактически налоговики стремятся переложить часть работы по налоговому контролю на плечи налогоплательщиков.

Готовим ответ на требования налоговиков

Эксперты советуют ориентироваться на судебную практику за последний год. А эта практика говорит, что ФНС готова взяться за функциональный анализ цепочек сотрудничества — анализ, который позволит точно определить роль каждого из звеньев.

Инспекторы полагают, что чётко знать свою роль и роли других участников должны и сами фирмы-партнёры. Ведомство стимулирует предпринимателей максимально сокращать цепочки поставок или, по крайней мере, делать их как можно прозрачнее.

Несмотря на это, остаётся немало налогоплательщиков, которые считают достаточным поиск базовых сведений о контрагента по общедоступным бесплатным источникам. Считают, увы, ошибочно. Поиск компании-партнёра по ИНН, проверка налоговых долгов и массовости, поиск сотрудников компании по реестру дисквалифицированных лиц — всё это необходимо, но уже не достаточно. Есть ещё ряд вопросов, на которые проверка контрагента должна дать ответ. Есть ли у Вашего партнёра собственные квалифицированные кадры и иные нужные ресурсы? Нанимает ли он других поставщиков для выполнения полученных от Вас задач? Вся ли цепь поставок Вам известна? Какими документами можно доказать, что контрагент исправно платит налоги, не нарушая при этом коммерческую тайну?

Поэтапный порядок проверки контрагентов

В основе методики проверки должны лежать:

  • требования закона
  • судебная практика
  • разъяснительные письма ведомства-регулятора

Этап 1. Сбор сведений о контрагенте

Сбор сведений о контрагенте — самая лёгкая часть работы благодаря автоматизированному сбору данных в системе Контур.Фокус. Проанализируйте данные из общедоступных источников и запросите пакет копий базовых документов компании: её устава, свидетельств о госрегистрации и о постановке на учёт в ИФНС, удостоверения личности гендиректора и прочее.

Стоит также поискать дополнительные сведения на основе уже полученного опыта сотрудничества. Первым долгом — доказательства реальности хозяйственных операций.

Этап 2. Анализ собранных сведений по критериям, рекомендованным государством

Не забывайте о признаках благонадёжности, о которых говорится в официальных письмах Минфина и ФНС. Интересуйтесь судебной практикой.

Сюда, в частности, входят уже упомянутое выше наличие нужных для работы активов, в том числе компетентных работников, а также репутация контрагента в деловых кругах.

Этап 3. Документирование проделанной работы

Сохраняйте документы, которые смогут продемонстрировать налоговикам критерии выбора и тщательность проверки будущего партнёра, принятие решения о совместной работе. Инспекторам нужны подробности этого процесса. Пригодится здесь и деловая корреспонденция.

Этап 4. Мониторинг изменений

Отслеживайте состояние дел компании, с которой решили сотрудничать. Наблюдайте за проведением транзакций и операций контрагента, отмечайте факты его финансово-хозяйственной деятельности. Не пропустите появления факторов, способных плохо отразиться на репутации.

Выбирать партнёров по бизнесу — работа не только для финансистов и бухгалтерии. Неверный выбор чреват налоговым рисками, и соответственно, доначислениями. Понимать и учитывать этот факт следует на только бухгалтерам, но и руководству фирмы, юридическому отделу, логистам и иным ключевым работникам.