8 800 101 41 26

Закон позволяет свободно создавать, получать, искать и распространять информацию. При этом существует режим коммерческой тайны – один из случаев, когда доступ к некоторым данным ограничен.

Рассмотрим, как установить в организации режим коммерческой тайны и какая ответственность за его нарушение.

Что такое коммерческая тайна?

ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – 98-ФЗ) регулирует правоотношения, связанные с коммерческой тайной: кто, как и с какой целью может установить режим коммерческой тайны на информацию.

П. 1 ст. 3 98-ФЗ устанавливает, что под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, который позволяет её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг, а также получить иную коммерческую выгоду.

Важно понимать, что коммерческая тайна не сама информация, а способ ограничения доступа к ней, совокупность правил, которые обеспечивают секретность данных и их недоступность для посторонних лиц. Обладатель скрытой информации получает преимущества над конкурентами и, соответственно, может увеличить прибыль, сэкономить либо стать лидером в определённой отрасли.

Защита коммерческой тайны актуальна не только для стартапов и компаний из наукоёмких отраслей производства, но и практически для любой фирмы.

Почти все компании имеют свою базу клиентов и контрагентов, которую тоже можно сделать секретной. Закон поможет защитить любую информацию, которую вы считаете ценной для бизнеса, ограничив её от разглашения посторонним лицам. Для этого нужно утвердить Положение о коммерческой тайне, главной целью которого является предупреждение нежелательного раскрытия секретных сведений конкурентам.

Пример: компания занималась продажей строительных материалов и за годы работы наработала значительную базу клиентов, приобрела дорогостоящую программу для оптимизации работы отделов. Вдруг часть клиентов перешла к конкуренту. Как оказалось, недовольный работник передал информацию о клиентах и программе своему родственнику, который работал у конкурентов. Если бы в компании был установлен режим коммерческой тайны, то вероятность разглашения подобной информации была бы ниже, а сотрудника можно было бы наказать финансово.

Обратите внимание: чтобы снизить подобные риски, можно проверить потенциальных кандидатов на работу. Например, в сервисе Контур.Фокус можно проверить связи соискателей с конкурентами даже через однофамильцев. Если выяснится, что у потенциального сотрудника есть родственник, который занимает руководящую должность у конкурента, вы можете вовремя ему отказать.

Что можно отнести к коммерческой тайне

Если кратко, то практически любую информацию.

По п. 2 ст. 3 98-ФЗ выделяются следующие виды сведений:

  1. Производственные: схема процесса производства, порядок размещения оборудования, материалы и сырьё, используемые в производстве.
  2. Технические: перечень производственного оборудования (аппараты, инструменты, станки) и его характеристики, условия производства (температура, уровень влажности, давление, освещение).
  3. Экономические: сведения о том, что компания закупает, уровень прибыли, в каких банках кредитуется, её контрагенты.
  4. Организационные: способы принятия управленческих решений (единогласно, через голосование), структура отделов и подразделений, меры защиты информации.
  5. О патентах, научно-технических проектах, исследованиях, полезных моделях, промышленных образцах, разработках, расчётах, чертежах и т.д.
  6. О ноу-хау (секрете производства).

Перечень видов сведений не закрыт, поэтому коммерческой тайной может стать и другая информация, которая не входит в перечисленные категории. Например, это может быть способ ценообразования продукта, ведения переговоров, условия поставок, способ поиска нарушителей прав на товарные знаки фирмы.

Что нельзя отнести к коммерческой тайне

Наряду с этим есть информация, к которой нельзя ограничить доступ. По ст. 5 98-ФЗ не могут быть засекречены:

  1. Документы, относящиеся к созданию организации (протоколы, решения и учредительные договоры, устав, свидетельство ОГРН, выписки из ЕГРЮЛ).
  2. Бухгалтерская отчётность, лицензии и свидетельства о допуске к выполнению работ от СРО.
  3. Сведения об имуществе госпредприятий и учреждений, о расходовании бюджетных средств.
  4. Условия приватизации госимущества.
  5. Факторы, способные негативно отразиться на безопасности граждан и организаций, состояние окружающей среды (санитарно-эпидемиологическая обстановка, уровень радиации, загрязнение воздуха, воды, почвы, вредные выбросы, пожарная безопасность).
  6. Информация по труду и заработной плате: количество работников организации, наличие вакансий, условия труда, система оплаты труда, наличие несчастных случаев на производстве, долги по заработной плате перед работниками.
  7. Случаи нарушения фирмой законодательства, привлечения за это к ответственности.
  8. Доходы, расходы, имущество НКО и количество привлечённых волонтёров.
  9. Данные о директорах и других лицах, имеющих право действовать от имени компании без доверенности.
  10. Финансовое положение должника-банкрота.
  11. Деятельность монополий, теплоснабжающих организаций и водоканалов.
  12. Исследования сигарет на уровень токсинов.

Перечень закрыт. Соответственно, все сведения, не относящиеся к этим категориям, можно засекретить.

Довольно часто работникам запрещено распространять сведения о размерах заработной платы: подобный пункт может быть в трудовом договоре, в соглашении о неразглашении. И, хотя работодатель относит это к коммерческой тайне, за разглашение которой предусмотрены штраф либо увольнение, это незаконно, так как сотрудник может свободно распространять информацию о доходе (рассказывать коллегам, знакомым, писать в соцсетях) и не опасаться при этом какого-либо наказания. А если компания применила санкции, их можно оспорить, так как законодательство и суды в данном вопросе на стороне работника.

Приведём пример (Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2017 г. по делу № 33-13478/2017): водитель был недоволен размером заработной платы и рассказал о её размере коллегам, за что был уволен. Работник не согласился с подобным решением руководства и обратился в суд. Суд поддержал водителя, обосновав своё решение тем, что размер зарплаты не может быть коммерческой тайной.

Организация режима коммерческой тайны

Чтобы сделать информацию коммерческой тайной, необходимо основательно подготовиться. Пока не будут совершены определённые действия, сведения будут обычными данными, которые можно свободно распространять.

Юридически решение по введению режима коммерческой тайны в организации принимает директор. Он должен издать соответствующий приказ. Такое решение можно принять в любой момент. Неважно, новая это информация или она уже существует долгое время. Охраняться законом сведения будут с того момента, когда компания признает их секретными и выполнит все необходимые действия для их защиты.

Инструкция по введению в организации режима коммерческой тайны

  1. Разработать и утвердить положение о коммерческой тайне

Основной документ, который регулирует ограничение доступа к информации, – Положение о коммерческой тайне. Необходимо указать перечень сведений, на которые будет распространяться режим коммерческой тайны.

В положении необходимо указать:

    1. Максимально конкретный перечень сведений. Недостаточным указать, что все сведения организационного и научно-исследовательского характера относятся к коммерческой тайне. Нужно зафиксировать точную формулу или рецепт производства товаров, конкретную схему управления в компании, данные по чертежам и протоколам исследований.
    2. Порядок доступа конкретных лиц к информации (заключение соглашения о неразглашении между работником и работодателем, использование сведений только в определённом помещении либо на конкретном ПК).
    3. Срок действия коммерческой тайны.
    4. Обязанности лиц, имеющих доступ к секретным данным (не распространять сведения и не разглашать их после увольнения, сообщать о фактах несанкционированного доступа к информации, не использовать данные в своей научной и педагогической деятельности).
    5. Ответственность за разглашение информации (замечание, увольнение, административная или уголовная ответственность).

Когда директор составит положение, ему нужно издать приказ об утверждении и ознакомить с ним работников под роспись. Также нужно заключить с работниками соглашение о конфиденциальности.

  1. Завести журнал учёта лиц, имеющих доступ к засекреченным сведениям

Журнал должен содержать:

    • ФИО
    • дату предоставления доступа к использованию данных
    • реквизиты соглашения о неразглашении информации
    • графу для подписей
  1. Проставить на документах гриф «Коммерческая тайна»

Необходимо проставить гриф «Коммерческая тайна» непосредственно на материалы, содержащие секретную информацию (бумаги, документы, чертежи).

Гриф проставляется в виде штампа. Он должен содержать наименование организации, её местонахождение.

Если информация хранится на диске или флешке, запечатайте их в конверты и проставьте гриф.

  1. Добавить в договоры с сотрудниками и контрагентами пункты о коммерческой тайне

После того как будет утверждено положение о коммерческой тайне, ознакомьте с ним лиц, у которых будет доступ к данным по работе либо для исполнения договоров (работников, контрагентов).

В отдельном разделе договора (трудового или гражданско-правового) можно прописать запрет на разглашение информации и меры ответственности за его нарушение.

Также можно заключить отдельное соглашение о неразглашении информации (non-disclosure act или NDA), где указать перечень секретных данных, условия их использования, запрет на разглашение и меры ответственности. Соглашение оформляется в 2-х экземплярах – по одному на каждую сторону, подписывается и заверяются печатью.

Подписывая соглашение или договор, работник обязательно читает положение о коммерческой тайне. В этих документах создайте отдельную графу с отметкой об ознакомлении, где работник, проставив свою подпись, подтверждает факт ознакомления с положением. Если же работник отказывается подписывать документ, вы можете не допускать его к работе с секретными данными, после чего уволить.

  1. Физически ограничить доступ к секретным данным

Для этого можно хранить секретные документы в сейфе, сохранить их на отдельном компьютере с паролем, выдавать материалы для использования только в определённом помещении, закрываемом на ключ. Самое главное — исключить доступ посторонних лиц к информации, а сами данные при этом использовать без риска раскрытия их другими лицами.

После выполнения всех вышеперечисленных действий обычная информация получит статус коммерческой тайны. Однако иногда, несмотря на это, компании придётся предоставить секретную информацию по запросу прокуратуры, ФАС, Росздравнадзора, Ростехнадзора и других контролирующих органов, а также по запросу следственного комитета, МВД, судов по уголовным, административным и гражданским делам.

Если компания откажется предоставить данные, органы вправе запросить документы через суд, а также привлечь к административной ответственности.

Пример: компания отказалась передать документы ФТС для проведения таможенного контроля, сославшись на то, что они являются коммерческой тайной. Суд принял сторону ФТС и выписал штраф на 50 тыс. рублей по ч. 3 ст. 16.12 КоАП (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2021 г. по делу № А06-9042/2020).

Другие способы защиты коммерческой тайны

Можно:

  1. Назначить лицо, ответственное за охрану режима коммерческой тайны, и технического специалиста для обеспечения информационной безопасности.
  2. Установить запрет на копирование информации с документов, хранящихся в электронном виде. Для этого можно использовать программы по шифрованию данных.
  3. Установить надежный антивирус.
  4. Обучить работников правилам информационной безопасности.

Запрещённые действия с коммерческой тайной

Работникам и контрагентам компании, имеющим доступ к секретной информации, а также сотрудникам органов, которым её предоставили, запрещается разглашать коммерческую тайну во время разговора, бумажной или электронной переписки, другими способами. При этом данные могут быть распространены как из-за активных действий человека, так и из-за бездействия (к примеру, документы были оставлены без присмотра на столе, хотя должны были быть сложены в сейф).

Другим лицам, не имеющим доступ к секретной информации, запрещено собирать эти данные. Если организация не разрешила использовать коммерческую тайну, все методы её получения будут считаться незаконными (кража, получение через обман, шантаж, угрозы, подкуп).

Меры ответственности

Если секретные сведения стали известны посторонним, виновному может грозить наказание (вплоть до уголовной ответственности).

Предусмотрены следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная ответственность применяется только к работникам компании: замечание, выговор, увольнение. Процедура применения таких взысканий регулируется ТК РФ. Наказание назначается путём издания руководителем соответствующего приказа.
  2. Административная ответственность. В КоАПе предусмотрено 2 административных состава: статьи 13.14 и 13.14.1.

Нарушение по ст. 13.14 могут совершить только лица, получившие доступ к секретным данным: работники, контрагенты, должностные лица госорганов. Размер наказания предусмотрен:

    • физлицо – штраф 5–10 тыс. рублей
    • юрлицо – штраф 100–200 тыс. рублей
    • должностное лицо – штраф 40–50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до 3-х лет

Под дисквалификацией понимают вид административного наказания, предусматривающий отстранение лица от его профессиональной деятельности на определённый срок.

Пример: сотрудник налоговой службы получил секретные данные для проверки деятельности юрлица и впоследствии раскрыл их. За это его могут дисквалифицировать на определённый срок.

По ст. 13.14.1 отвечают лица, которые не имели доступа к секретной информации, но получили её незаконно. Санкции применяются такие же, как по ст. 13.14.

  1. Уголовная ответственность предусмотрена по ч. 1 и ч. 2 ст. 183 УК РФ.

По ч. 1 ст. 183 УК РФ виновным будет лицо, у которого не было доступа к секретной информации. Заполучить её он мог путём кражи или шантажа, обмана, подкупа обладателя секретных сведений.

За нарушение ч. 1 ст. 183 УК РФ применяются следующие санкции:

    • штраф в размере до 500 тыс. рублей
    • исправительные работы до 1 года
    • принудительные работы до 2 лет
    • лишение свободы до 2 лет

По ч. 2 ст. 183 УК РФ виновным будет лицо, которое имело доступ к секретной информации по работе либо службе. Состав преступления похож на состав административного правонарушения по ст. 13.14 КоАП. Главное отличие – цель разглашения секретных данных. Если нарушитель раскрыл информацию, чтобы получить выгоду, это считается преступлением. Чтобы привлечь виновного к уголовной ответственности, необходимо доказать корыстную цель распространения данных.

За нарушение ч. 2 ст. 183 УК РФ применяются следующие санкции:

    • штраф до 1 млн рублей
    • лишение свободы до 4 лет
    • лишения свободы до 7 лет (при отягчающих обстоятельствах)

Если успех вашего бизнеса зависит от конфиденциальности данных, рекомендуем обеспечить высокий уровень защиты такой информации. Правильно установленный режим коммерческой тайны позволяет получить победу в суде и привлечь виновных лиц к ответственности.