8 800 551 36 30

Первая попытка сформулировать правила и описать желательную стратегию предпринимателя при подборе деловых партнёров была сделана в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Прошло 14 лет, однако, существует немало организаций, где по сей день верят, что необходимая и достаточная проверка контрагента — это поиск базовых сведений из открытых источников. Такие сведения, разумеется, полезны, но судебная практика говорит, что этого уже не достаточно.

Бизнесу нужно чётко представлять себе, чего и в каком количестве ждут от него налоговые органы, почему он разделяет ответственность за махинации своих партнёров и какие меры госслужбы сочтут достаточными для того, чтобы не иметь претензий к конкретному предпринимателю по поводу выбора контрагентов.

Развитие методики проверки контрагентов

В последнее десятилетие постепенно росло число судебных процессов, затрагивающих работу с контрагентами. В этих разбирательствах так или иначе поднимался вопрос о том, вправе ли фирма принимать к вычету входной НДС от своего поставщика и ставить к вычету расходы для расчёта налога на прибыль.

Отметим, что вычеты по НДС и по налогу на прибыль — не одно и то же. Тем не менее они рассматривались вместе в судебных спорах о допустимости принятия расходов для расчёта налога на прибыль.

Кроме того, налоговые органы начали активнее бороться с однодневками, а также с незаконными налоговыми вычетами и возмещениями. Копилась судебная практика. Главной проблемой было то, что налогоплательщики плохо понимали, какие средства могут послужить доказательством добросовестности при подборе контрагентов. Первый ответ на данный вопрос был сформулирован в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Законодатели попытались создать правила и разъяснить, как себя вести бизнесменам и налоговикам. Тогда родилась концепция необоснованной налоговой выгоды и были введены иные термины, до сих пор применяемые в судебных разбирательствах вокруг заявленных вычетов.

Метод отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок изменился ещё до 2010 года. Минфин и ФНС начали публиковать письма с ответами на наболевший вопрос, какие действия должна предпринять компания, чтобы доказать налоговым инспекторам, что была достаточно осмотрительной при подборе партнёра.

2010 год внёс дополнительную ясность. Кроме ведомственных писем и разъяснений, в помощь налоговикам появилась АСК НДС-2 — автоматизированная система контроля за возмещением НДС. Уже тогда было очевидно, что ФНС подошла к решению проблемы системно. Отсюда следовало, что системной должна быть и реакция предпринимателей.

В 2017 году введена ст. 54.1 НК РФ, согласно которой налогоплательщику не следует злоупотреблять правом. Сделки не должны быть фиктивными, осуществлять их должны те участники, которые прописаны в документах. У партнёров не должно быть цели частично или полностью уклониться от уплаты налогов.

Изменение подхода к налоговым проверкам

Первоначально акцент при проверках делался на ликвидации фирм-однодневок. Инспекторы стремились обнаружить фирмы, которые открывались на небольшой срок и без намерения вести реальную хозяйственную деятельность. Война с однодневками стала полигоном, на котором налоговики отработали методику проверки контрагентов.

Выработка методики проверок

Внедрение АСК НДС-2 оказало инспекторам значительную услугу. Система помогла находить в онлайн-режиме случаи, когда в бюджете отсутствует источник для возмещения суммы, предъявленной к вычету.

Ведомство начало выпускать письма, раскрывающие внутренний регламент проверки контрагентов. В том числе был сформулирован так называемый риск-ориентированный подход, в соответствии с которым все налогоплательщики делятся на группы и для каждого из них рассчитывается риск-фактор. От риск-фактора и зависит строгость налогового контроля.

Важны поставщики не только первого уровня

С некоторого момента и до сегодняшнего дня ФНС интересуется должной осмотрительностью при подборе поставщика не только на первом, но и на предыдущих уровнях (См. подробнее:Требования налоговой к проверке поставщиков“).

Накопившаяся судебная практика показала, что уже мало чисто номинального выполнения требований к должной осмотрительности — допустим, минимального набора документов, доказывающих, что фирма-партнёр в принципе существует. Налоговых инспекторов теперь интересуют подробности. Вас теперь спросят, отдаёте ли Вы себе отчёт при выборе конкретного партнёра, цепочки поставщиков или определённой бизнес-модели, насколько добросовестность контрагента соответствует не только Вашим, но и государственным финансовым интересам (См. также:Выбор поставщика и должная осмотрительность“).

Чего хочет ФНС?

Налоговая служба стремится к тому, чтобы предприниматели досконально изучали состояние дел своих контрагентов. Ведомство считает необходимым, чтобы налогоплательщики потрудились сами для себя выяснить:

  • хватит ли экспертизы у предполагаемого партнёра
  • действительно ли у него есть ресурсы, необходимые для выполнения задуманного проекта
  • давно ли фирма существует и сможет ли она исполнить Ваш заказ

Иными словами, налоговики желают переложить часть контрольных процедур на плечи налогоплательщиков.

Ожидаемые изменения

Чтобы оценить изменения, которые могут ждать нас в будущем, следует исходить из итогов судебных разбирательств за 2020 год. Итоги эти показывают, что инспекторы готовы взяться за функциональный анализ деловых связей. Он нужен для понимания роли каждого из звеньев бизнес-цепочки. От каждого её участника, как полагают налоговики, требуется чёткий ответ на вопрос как о его собственной роли, так и о ролях остальных участников.

Налоговая стимулирует бизнес к тому, чтобы цепочка поставок была короче. А если это невозможно, то она должна быть максимально прозрачной.

Чем бизнес может ответить на требования ФНС

До сих пор немалое число налогоплательщиков сводят работу по проверке контрагентов к простому сбору основных сведений из общедоступных источников. Это необходимая, но, увы, в 2021 году уже не достаточная часть работы. В неё входит поиск контрагента по ИНН, поиск налоговых задолженностей, проверка на массовость директора и её адреса, проверки руководства в реестре дисквалифицированных лиц и не только. Эти и другие сводные данные можно найти на карточке компании в системе Контур.Фокус.

Проверяя потенциальных партнёров по бизнесу, предприниматель должен учитывать:

  • законодательные нормы
  • разъяснения ведомства-регулятора
  • судебную практику

Оптимальной стратегией на сегодняшний день будет разработка системы мероприятий, куда войдут не только выяснение и оценка общедоступных базовых сведений, но и подготовка доказательств наличия у намеченного контрагента достаточного числа трудовых и не только ресурсов для выполнения задачи.

Нужно будет найти ответы на следующие вопросы. Платит ли партнёр все полагающиеся налоги? Какие документы послужат подтверждением этому без нарушения коммерческой тайны? Привлекает ли партнёр других подрядчиков к выполнению заявленной работы? Вся ли цепочка подряда Вам известна?

Пошаговая инструкция по проверке контрагентов

Шаг 1. Соберите сведения о будущем партнёре

Это самый лёгкий шаг. Сюда входит анализ информации из публичных источников, а ещё запрос пакета документов: свидетельства о госрегистрации фирмы, копии её устава, свидетельства о постановке на учёт в ИФНС, удостоверения личности гендиректора и не только. Контур.Фокус позволяет собрать всё это в одном окне, минимизировав тем самым трудозатраты.

Разумно собрать и дополнительные данные, опираясь на уже накопленный опыт сотрудничества. Сам факт выявления сведений, не попавших в анализ, ещё не показывает полную картину возможных рисков. Нужно собирать документы, доказывающие реальность заявленной хозяйственной деятельности.

Шаг 2. Оцените собранные данные по критериям благонадёжности

Следует обратить внимание на маркеры благонадёжности в Фокусе, которые сформированы на основе как писем ФНС и Минфина, так и судебной практики.

Необходимо уточнить, владеет ли потенциальный партнёр нужными ресурсами, какова его репутация в деловых кругах, хватает ли квалификации у его работников.

Шаг 3. Документируйте проверку

Сохраняйте документы, демонстрирующие достаточную осмотрительность при подборе контрагента и те признаки, по которым Вы его выбрали. Деловая корреспонденция также пригодится.

В Вашей компании должен быть внутренний регламент оценки и отбора возможных деловых партнёров и документация, фиксирующая процесс принятия решения о совместной работе.

Шаг 4. Наблюдайте за контрагентом

Отслеживайте динамику состояния дел выбранного контрагента с помощью функции наблюдения за контрагентом в Контур.Фокус. Проверяйте операции и транзакции, отмечайте для себя интересные факты в работе этой фирмы. Так Вы вовремя заметите тревожные симптомы, способные плохо повлиять на перспективы сотрудничества и как на деловую репутацию партнёра, так и на Вашу собственную.

Поиск партнёра по бизнесу — работа не только для финансистов и бухгалтеров. Неверный выбор чреват налоговыми рискам, а следовательно, доначисленными налогами. Важно, чтобы это понимал не только бухгалтер, но и глава фирмы, её юристы, сотрудники отдела логистики и прочие ключевые работники.