8 800 551 36 30

Никто не застрахован от невыполнения контрагентом договорных обязательств. Такое может случиться даже в благоприятных обстоятельствах. Давайте разберёмся, по каким причинам у партнёра может возникнуть задолженность перед Вами и как следует с ней работать, в том числе как вести эффективную расширенную претензионную корреспонденцию.

Причины появления долгов

Если партнёр не исполняет обязательства, то, возможно, у него на самом деле финансовые трудности, мешающие расплатиться. Однако, возможно и злонамеренное уклонение от оплаты.

Примеры мошеннических схем

  1. В начале 2010-х годов пользовался популярностью формальный «переезд» должника в иной регион и присоединение к неработающей компании. Сейчас такой приём почти перестал применяться, потому что «переезжающему» лицу потребуется пройти налоговую проверку.
  2. Использование номинальных руководителей распространено до сих пор, несмотря на то, что эта схема уголовно наказуема. Ст. 173.1 УК РФ говорит, что директор-номинал — это подставное лицо, не управляющее фирмой фактически, а формально возглавляемый им бизнес на самом деле ведут другие люди. Зиц-председатель не принимает решений, в том числе об уплате или неуплате задолженности. Перспектива же субсидиарной ответственности у такого директора отсутствует.
  3. Управляемое банкротство — пожалуй, наиболее популярная схема ухода от уплаты долгов порядка 3–5 млн руб. Юридические фирмы предлагают бизнесменам «грамотную» организацию банкротства с образованием искусственного кредитора. Такой кредитор, к примеру, может скупить настоящую дебиторскую задолженность. Однако, суды благополучно противодействуют подобным махинациям.
  4. Отдельные предприниматели без формального статуса ИП предпочитают оставаться в тени и создают фиктивные группы компаний. В такую группу на практике могут входить три палатки, и каждая из них зарегистрирована на фиктивного же ИП, который в действительности просто работает там продавцом. Это — рабочий способ оптимизации налогов и уклонения от возврата долгов.

Не зависящие от компании причины

Предприятие-должник может попасть в цепочку неплатежей, из-за чего не сможет погасить задолженность вовремя. Допустим, муниципальный заказчик уплатил положенную по контракту сумму, но компания, получившая эти деньги, не расплатилась с субподрядчиками. Госзаказчик не может исправить эту ситуацию.

Другой вариант: один из субподрядчиков выполнил свою задачу, а остальные — нет. У госзаказчика есть основания не платить, ведь работа в целом не сделана, так что и добропорядочная фирма денег не получила.

Как работать с задолженностью

Рассмотрим методы возврата средств, когда партнёр не планирует гасить долг перед Вами.

Расширенная претензионная переписка и переговоры

Расширенная претензионная переписка эффективно стимулирует начать переговоры. Такая переписка может занять 1-2 месяца, тогда как судебные разбирательства длятся гораздо дольше.

Расширенной считается претензионная переписка, более широкая, чем стандартная рассылка формальных претензий, как по числу адресатов, так и по содержанию писем (помимо описания последствий, контрагентам демонстрируются проекты писем).

Для большего эффекта претензионной корреспонденции можно включить в неё фактических или потенциальных деловых партнёров должника. Обычно должники боятся срыва крупных сделок, поэтому скорее согласятся на переговоры.

Кроме того, можно вступить в переписку и с профильными объединениями. Не всякая подобная организация достаточно важна для бизнесменов. Однако, были прецеденты, когда кредитор предупреждал, что сообщит в объединение, в котором состоит должник, и это работало. В первую очередь для должников на руководящих позициях.

Практический пример. Фирма продавала строительное оборудование в рассрочку. Покупатель не выплатил полную стоимость экскаватора и попытался скрыть покупку от взыскания при помощи фиктивной задолженности. Предприниматель передал технику другому ИП в рамках исполнительного производства по вымышленному долгу. Фактически же экскаватор по-прежнему использовался на стройплощадке одного из российских аэропортов. Очевидно, руководство аэропорта было для должника важным клиентом. Кредитор подготовил проект письма этому руководству, в котором написал, что намерен взыскать заложенное имущество, а именно экскаватор. Согласно ч. 5 ст. 488 ГК РФ, поставленное, но неоплаченное имущество является заложенным даже при отсутствии договора о залоге.

Письмо содержало совет руководству аэропорта не планировать на ближайшие полгода строительных работ — столько времени должны были занять юридические формальности. Это возымело эффект: должник побоялся утратить выгодный контракт и связался с кредитором.

Банкротство

Ещё один способ — это банкротство в реальном варианте, если есть ресурсы либо среды Ваших партнёров есть арбитражные управляющие. Они готовы взяться за дело, если у должника имеются некие активы, с реализации которых можно получить 7%.

Практический пример. После смерти собственника маленькой строительной фирмы осталась задолженность на 4 млн рублей. Наследники владельца предпочли не заниматься строительством, а сдать оборудование в аренду, при том через новое юрлицо, на которое и перевели сдаваемые активы. Было подано заявление о банкротстве и подготовлен проект письма партнёрам о предстоящем возврате техники в процессе банкротства. Это подействовало: долг вернули до первого судебного заседания.

Кроме того, перед процедурой крупного банкротства можно попробовать наложить на свои товары (доставленные, но ещё не купленные) знаки залогодержателя. Так можно при банкротстве получить за них деньги.

Субсидиарная ответственность без дела о банкротстве

В ряде случаев требуется 6 000 рублей на госпошлину, чтобы начать реальное банкротство. Однако, можно запустить процесс, а затем отказаться от финансирования. Это позволит привлечь должника к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве, обратившись в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Так мы получаем ещё один метод работы с задолженностью — субсидиарную ответственность за юрлицо, административно исключённое из ЕГРЮЛ. Это значит, что налоговики исключили компанию из реестра из-за недостоверных сведений: адреса, руководителя, участников.

Немного о нестандартных методиках

В деловой практике иногда применяется необычный творческий подход к возврату задолженности. Впрочем, такие методы могут потребовать расходов, сравнимых с самим долгом.

  1. Рекламные щиты и автобилборды с сообщением о продаже долга. Сообщение можно опубликовать в уличной рекламе напротив офиса компании-должника или на тенте грузовика. Это не слишком затратно и не считается нарушением закона.
  2. Можно пожертвовать частью долга в пользу организации, максимально нежелательной в качестве кредитора для этого должника.
  3. Нестандартный способ продажи задолженности, к примеру, при помощи сайта объявлений. И публикация новости о нестандартной продаже.
  4. Благотворительность в пользу добросовестных должников, ИП и физлиц, чей бизнес пострадал от пандемии.

Как выбрать метод работы с задолженностью

В первую очередь анализ ситуации — возможные стратегии и расчёты затрат на них. Потом — сравнение затрат и вероятностей успешного взыскания для каждой стратегии. Проверьте, возможна ли работа в двух или более направлениях одновременно. После этого реализуйте тот метод — один или несколько — который сочтёте наиболее перспективным.

Своевременное выявление проблемной фирмы

Здесь потребуется заблаговременный сбор сведений о контрагенте. Это — большой объём работы, но сервис Контур.Фокус поможет уменьшить его. Давайте изучим признаки финансовых трудностей у деловых партнёров.

Судебные иски по подозрительным задолженностям

Проверьте не только арбитражные иски, но и иски по судам общей юрисдикции. Если сотрудники подают на компанию в суд из-за невыплаты зарплаты, это — тревожный симптом.

Фокус покажет судебную статистику в блоке «Суды общей юрисдикции». Там Вы найдёте судебные решения и узнаете, во скольких делах компания выступала в роли истца, а во скольких — в роли ответчика. По ссылкам доступны подробности каждого из разбирательств.

Переезд и смена руководства

Смена региона и слияние с неработающей компанией в наше время утратили популярность. Однако, фирма может переехать на домашний адрес учредителя, так как больше не в состоянии арендовать офис.

Изменение состава руководства и участников также должно насторожить. Например, в позапрошлом году у известной сети гипермаркетов начались трудности. Первым заметным их следствием стала замена фактических основателей наёмными управляющими. Эту перемену преподнесли как продажу предприятия. Но за ней последовали банкротство и проблемы с возвратом долгов, что едва ли могло быть вскоре после реальной добросовестной покупки.

Контур.Фокус даст Вам знать, если у фирмы-контрагента директор менялся в последние полгода. Светофор покажет жёлтый в блоке «Автоматическая проверка». Данные об изменениях войдут в экспресс-отчёт.

Если фирма в последний месяц подавала заявление об изменении в ЕГРЮЛ данных об учредителях, адресе или директоре, Фокус также покажет соответствующий маркер.

Перевод в другое юрлицо работников и товарных знаков

Всегда выясняйте, куда исчез товарный знак. Нередко фирмы подписываю договор о продаже товарного знака, но не афишируют это, а наоборот, притворяются, что работают в обычном режиме.

Уйти в другое юрлицо могут не только торговые марки, но и коллектив. Например, работники одного предприятия перед банкротством ушли в полном составе сначала в АО с тем же названием, потом в новую фирму, предположительно зарегистрированную на фиктивного директора. В процессе перехода число сотрудников одной организации уменьшалось, у второй же — увеличивалось, и это можно было отследить. Динамику среднесписочной численности работников также можно узнать в сервисе Контур.Фокус.

Отзывы клиентов и сотрудников

Характер отзывов от бывших работников или реальных клиентов также может меняться при негативных изменениях в компании, поэтому следить за отзывами о компании также необходимо. Используйте специализированные сайты отзывов. Фальшивые отзывы нередко выделяются на фоне реальных рекомендаций — они шаблонные и исключительно хвалебные. А иногда в отзывах могут подробно расписать реальное состояние дел фирмы: кто настоящий владелец, а кто — подставной и кто с кем состоит в родстве или иной близкой связи. Недовольные сотрудники публикуют неприятные секреты на открытых площадках.

Несколько высокопоставленных сотрудников ищут работу

Когда финансовый директор компании или главы её ключевых подразделений компании принимаются за поиск нового рабочего места, это — плохой показатель. Перспектива задержаться в этой компании стала настолько непривлекательной, что риск поссориться с её собственником топ-менеджеров больше не пугает.

Частота проверок и их результаты

Подозрительно, если госслужбы, допустим, трудовая инспекция, вдруг стали чаще проявлять интерес к Вашему контрагенту. Причина может быть в том, что участились жалобы, например, со стороны работников.

Фокус содержит сведения о внеплановых и плановых проверках компании госорганами. Можно изучить подробности каждой проверки и её результаты.

Трудности у связанных предприятий

Следите за делами не только своего партнёра контрагента, но и предприятий, с которыми он связан. К примеру, когда у банка, с которым фирма сотрудничает, отбирают лицензию, это — катастрофа. Другой пример — когда небольшой бизнес открывают как инвестицию в пользу члена семьи крупного руководителя. Это может быть какой-нибудь стартап или салон красоты. Финансирование такого бизнеса зависит от успехов в основной работе топ-менеджера. Оно прекращается, когда у спонсора начинаются проблемы.

В карточке компании в Фокусе есть раздел «Связи», где показано, с какими фирмами связан Ваш партнёр и каково благосостояние каждой из них. Маркеры связи помогают оперативно выделять критерии поиска аффилированных лиц: «Ответчик по делам о банкротстве», «Признаки процедуры банкротства», «В процессе ликвидации», «В процессе банкротства». Анализ связей компании поможет своевременно выявить наметившиеся сложности в ведении бизнеса.

Взыскание долгов может требовать значительных трат как времени на судебные разбирательства, так и денег. Расширенная претензионная корреспонденция может использоваться как один из самых быстрых и действенных методов возврата задолженности. Контроль контрагентов при помощи сервиса Контур.Фокус послужит превентивной мерой против партнёрства с недобросовестными фирмами и, соответственно, против появления безнадёжных долгов.